Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 6 (2016)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-5 80
Аннотация
Предметом рассмотрения в статье являются особенности методической культуры учителя, ее совершенствования и развития в сфере профессиональной подготовки и переподготовки. Выбор словесником методических подходов и решений в преподавании русского языка влияет на создание благоприятной развивающей среды школы.
10-15 96
Аннотация
Проблемный диалог - современная технология деятельностного типа, позволяющая заменить уроки объяснения нового материала уроками «открытия» знаний, на которых центральными являются этапы постановки проблемы и поиска решения. В статье с опорой на примеры конкретных уроков рассматривается организация поиска решения учебной проблемы.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

15-20 75
Аннотация
В статье рассмотрены виды и источники стилистической окраски синтаксических структур, связанные с ними стили, а также наиболее значимые типы синтаксических фигур.
20-24 41
Аннотация
В статье рассматриваются особенности проявления лексической синонимии и антонимии в рамках комплексных единиц словообразования.
24-28 35
Аннотация
В статье рассматривается место лексических единиц, связанных с античностью, в лексиконе современного носителя языка и роль словарей в повышении уровня культурной грамотности. Приводятся результаты опроса учащихся, свидетельствующие о значимости работы над сохранением культурной памяти.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

28-33 24
Аннотация
Изучение темы на материале текста одного произведения приобщает школьников к литературному чтению, учит их грамотно излагать свои мысли, готовит к творческим работам.
33-36 61
Аннотация
Автор статьи описывает три ключевых направления работы учителя при обучении сжатому изложению, предлагает различные формы парной работы, повышающие включенность учащихся в учебный процесс, приводит примеры дидактических материалов.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

36-39 24
Аннотация
Обобщающее повторение осуществляется на основе художественного текста.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

39-43 64
Аннотация
Статья содержит богатый познавательный материал, знакомящий с дискуссионной проблемой заимствований в русском языке. Технологии, используемые при проведении внеклассного мероприятия, ориентированы на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника и включают решение языковых задач, ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельную исследовательскую работу с языковым материалом и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

43-49 30
Аннотация
Статья посвящена русскому педагогу В.Я. Стоюнину, внесшему значительный вклад в методику преподавания русского языка и словесности. Главной заслугой ученого-прак-тика явилось продвижение идеи воспитывающего обучения.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

49-53 99
Аннотация
В статье рассматриваются языковые средства выражения пространственных отношений в драме А.Н. Островского «Гроза», определяется связь художественного пространства пьесы с системой ее образов и мотивов, анализируется семантика ключевого топонима и наименований основных локусов драмы.
53-58 36
Аннотация
В статье речь идет о специфике познания мира слепым человеком. На материале повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» рассматриваются этапы постижения мира через преодоление тьмы - от перцептивно-сенсорного восприятия до сложной аналитической метафорической деятельности.
58-64 20
Аннотация
Статья посвящена анализу стихотворений Владимира Луговского 20-30-х годов, объединенных темами революции, ночи и сна.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

64-69 61
Аннотация
В статье рассматриваются лингвопоэтические особенности «Сказки о том, как жила-была последняя Муха» Д.Н. Мамина-Сибиряка, представляющей собой авторский текст, сочетающий в себе элементы традиционной сказки с притчей; анализируются языковые приемы построения речевого и психологического поведения персонажей в зависимости от возраста (детство - зрелость - старость).
69-75 22
Аннотация
В статье на материале языка русской поэзии рассматривается употребление лексемы бой. Изменение ее акцентной парадигмы является одним из факторов развития языка и обогащения его поэтических средств.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

75-80 24
Аннотация
В статье рассматривается история слов художественный, художество и художественность. Особое внимание уделяется истории возникновения слова художественность и историко-культурному контексту его функционирования как ключевого слова эпохи.
80-83 38
Аннотация
В статье рассматривается описание аналитических форм различных частей речи в современнома русском языке.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

83-86 21
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы сопоставления русских благопожелательных формул и формул недоброго пожелания, устанавливается их соответствие друг другу, выявляются особенности языковой организации формул пожеланий.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ХРОНИКА



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)