Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 2 (2016)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-7 29
Аннотация
Методический анализ текста предполагает выявление и методическое обозначение ценностного, языкового и речетворческого уровней текста. Тексты, прошедшие методическую экспертизу учителя, становятся основной лингводидактической и речетворческой единицей на уроке русского языка.
7-10 127
Аннотация
Пошаговое генерирование общесистемного знания о концепте, выраженном в фиксированных языковых единицах, организующих языковую картину мира ученика как носителя культуры, позволяет освоить концепт как интегрированную единицу культуры и языка.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

10-15 33
Аннотация
В статье рассматривается устаревшая лексика А.В. Кольцова, даются толкования историзмов и архаизмов.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

19-22 50
Аннотация
В статье рассмотрена специфика итогового сочинения по литературе. Автор приходит к выводу, что подготовка к данному сочинению состоит в осмыслении заданного концепта. Понимание феномена концепта как ментального отражения объекта действительности в сознании народа и личности определяет особенности работы над подготовкой учащихся к написанию сочинения. Автор называет основные методические подходы и рекомендует порядок работы над итоговым сочинением.
22-26 23
Аннотация
В статье предлагается алгоритм подготовки к итоговому сочинению по литературе, который является частью системной работы по развитию речи на уроках русского языка в V-XI классах.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

26-29 16
Аннотация
Урок русского языка построен на основе авторской методики характеристики текста и направлен на формирование умений проводить анализ его лингвистических особенностей, на основе этого понимать, интерпретировать и оценивать текст в соответствии с требованиями ФГОС, создавать собственное высказывание на основе текста, писать сочинение разных типов речи в засисимости от его цели.
29-31 35
Аннотация
Конспект урока описывает работу по подготовке школьников к написанию сочинения-рассуждения, в том числе на Едином государственном экзамене.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

31-35 60
Аннотация
В статье представлен анализ письменных речевых высказываний, созданных участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку, описаны основные проблемы, с которыми столкнулись учащиеся при написании сочинения на лингвистическую тему; предложен краткий анализ смысловых частей творческих работ, перечислены типичные ошибки.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

35-40 28
Аннотация
Статья посвящена замечательному русскому языковеду, педагогу, общественному деятелю А.И. Кирпичникову, который внес значительный вклад в развитие отечественной филологии своими исследованиями в области теории языка, сравнительной грамматики, истории всеобщей литературы. Основное внимание в статье уделяется работам, касающимся преподавания русского языка в школе.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

40-45 21
Аннотация
В статье рассматриваются метаязыковые комментарии в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, отмечаются их функции в тексте. Особое внимание уделено рефлексивам, основанным на семантическом переосмыслении слова.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

46-52 33
Аннотация
Рассматривается появление в русском языке вставной конструкции с глагольной формой читай как результат синтаксического калькирования из европейских языков; анализируются причины грамматической трансформации (переход из полнозначных слов в служебные), возможности пунктуационного оформления, использование данной парентезы в разных жанрах и стилевых регистрах русского языка, экспликация субъективно-авторской модальности.
52-58 25
Аннотация
В статье рассматриваются функции частиц мол, де, дескать в роли маркеров чужого слова в конструкциях вывода-обоснования. Показано, что в составе аргументирующей части конструкций вывода-обоснования указанные частицы являются не только дискурсивными, но и эвиденциальными. Роль частиц мол, де, дескать в качестве эвиденциаль-ного показателя обосновывается применением методики лингвистического эксперимента: элиминированием частицы либо заменой ее другим дискурсивным (вводным) словом.

ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

59-64 101
Аннотация
В статье с опорой на современные словари анализируются паронимические и синонимические отношения между многозначными глаголами встать и стать, дается оценка правомерности употребления встать вместо стать в ряде значений.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

64-71 61
Аннотация
В статье освещаются важнейшие вопросы научного творчества Д.Н. Шмелева в области лексикологии, синтаксиса, стилистики в семантическом аспекте, с учетом динамики языковых изменений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ХРОНИКА



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)