Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Чужое слово как способ аргументации: функции частиц мол, дескать, де в конструкциях вывода-обоснования

Аннотация

В статье рассматриваются функции частиц мол, де, дескать в роли маркеров чужого слова в конструкциях вывода-обоснования. Показано, что в составе аргументирующей части конструкций вывода-обоснования указанные частицы являются не только дискурсивными, но и эвиденциальными. Роль частиц мол, де, дескать в качестве эвиденциаль-ного показателя обосновывается применением методики лингвистического эксперимента: элиминированием частицы либо заменой ее другим дискурсивным (вводным) словом.

Об авторе

Е. С. Ярыгина
МГПУ
Россия


Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке: Коммуникация. Модальность. Дейксис. - М., 1992.

2. Козинцева НА. Косвенный источник информации в высказывании (на материале русского языка) Ц Эвиденциальность в языках Европы и Азии. - СПб., 2007.

3. Макарцев М. Эвиденциальность в пространстве балканского текста. - СПб., 2014.

4. Николина Н.А. Функционирование частиц мол, де, дескать в современной речи // РЯШ. - 2014. - № 12.

5. Пекелис О.В. Сочинение и подчинение: коммуникативный подход // Русский язык в научном освещении. - 2008. - № 2 (16).

6. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - М., 2001 (1925).

7. Шелякин М.А. Язык и человек: К проблеме мотивированности языковой системы. - М., 2005.

8. Якобсон P.O. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя. - М., 1972.

9. Ярыгина Е.С. Конструкции выбора-обоснования в синтаксической системе современного русского языка. - М., 2002.

10. Ярыгина Е.С. Еще раз о «коммуникативном подходе» к сложному предложению (к вопросу о возможностях лингвистического эксперимента) // Вестник МПГУ. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование». - М., 2014. - № 3 (15).


Рецензия

Для цитирования:


Ярыгина Е.С. Чужое слово как способ аргументации: функции частиц мол, дескать, де в конструкциях вывода-обоснования. Русский язык в школе. 2016;(2):52-58.

Просмотров: 522


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)