№ 11 (2017)
            МЕТОДИКА И ОПЫТ
    
            3-6            746                                
        
            Аннотация
            
    
                В статье рассматриваются возможности учебного концептуального анализа ключевых слов при подготовке к итоговому сочинению на уроках русского языка. К основным этапам концептуального анализа относится изучение этимологии, значений и семантических связей ключевого слова, его включенности в состав прецедентных выражений.
            
        
            6-10            634                                
        
            Аннотация
            
    
                В статье представлен урок развития речи по подготовке учащихся IX класса к подробному изложению с лингвокультуроведческим разбором текста. Цель урока - научить девятиклассников передавать максимально близко к исходному тексту содержание и языковые средства оригинала.
            
        ОТВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ
    
    
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ
    
            11-16            686                                
        
            Аннотация
            
    
                Авторами статьи на основе проведенного эксперимента устанавливается, что одним из эффективных способов достижения лексической полноты и связности устного и письменного речевого высказывания является использование школьниками приема ассоциативного моделирования.
            
        МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА
    
            16-19            747                                
        
            Аннотация
            
    
                Статья призвана обратить внимание учителя-русиста на особенности приставки низ-, выделяющие ее в ряду приставок на -з/-с и вызывающие трудности у учащихся V-VII классов. В статье предлагаются примеры употребления слов с приставкой, типы заданий, готовые задания и рекомендации, которые могут помочь учащимся в освоении орфографических и стилистических норм.
            
        ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.
    
            19-21            813                                
        
            Аннотация
            
    
                Данный урок развития речи позволяет с помощью современного методического инструментария лингвокультурологической характеристики текста активно формировать умение школьников целенаправленно пользоваться словарями при работе с художественным текстом. Урок проводится в День словарей и энциклопедий.
            
        МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
    
            22-30            1288                                
        
            Аннотация
            
    
                Статья посвящена научной деятельности выдающегося отечественного ученого-лингвомето-диста Н.С. Рождественского (1892-1981). С современной позиции рассмотрены его наиболее значительные труды по методике преподавания русского языка в начальной и средней школе.
            
        АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
    
            30-38            719                                
        
            Аннотация
            
    
                В статье рассматривается роль А.П. Сумарокова в становлении русского литературного языка, дается обзор теоретической программы Сумарокова в области языка и литературы, отражающей принципы классицистической эстетики, подчеркивается значение творческой практики Сумарокова для формирования представлений об идиостиле, для дальнейшего развития языка и образного строя «легких» жанров литературы.
            
        
            38-42            767                                
        
            Аннотация
            
    
                В статье уточнено содержание и соотношение понятий диалогичность, диалог и фигуры диалогизма; рассмотрена специфика воплощения категории диалогичности, в частности собственно диалога и фигур диалогизма (риторического обращения, риторического восклицания, риторического вопроса и вопросно-ответных структур) в лирических произведениях второй половины ХХ столетия.
            
        ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
    
    
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
    
            43-47            557                                
        
            Аннотация
            
    
                В статье впервые выделен разряд дейктических глаголов совершенного вида; описана их видовая семантика. Описание основано на двухкомпонентной модели семантического инварианта глагольного вида, которая предусматривает постановку и решение подобной задачи. Использованы словарные материалы «Словаря современного русского литературного языка» (в 17 т.).
            
        В МИРЕ СЛОВ
    
    
ПО ГРАДАМ И ВЕСЯМ
    
            53-57            663                                
        
            Аннотация
            
    
                В статье рассмотрена история формирования в составе русской топонимии особого идеологического массива названий - топонимов-советизмов. Выделены лексико-тематические группы данной категории названий, раскрыто их содержание. Указаны причины нестабильной орфографии топонимов с первой частью Ново-.
            
        РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ
    
            58-65            490                                
        
            Аннотация
            
    
                В статье рассмотрены правила оформления списка литературы в научно-учебных работах студентов и школьников, изложена обучающая методика составления краткого библиографического описания источников информации.
            
        ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
    
                                    
                А. В. Зеленин,                        
                Л. Л. Шестакова,                        
                Т. А. Острикова,                        
                Б. Г. Бобылев,                        
                А. Д. Дейкина,                        
                О. Е. Дроздова,                        
                В. Ф. Русецкий,                        
                С. А. Карпухин                                
        
                           
        
        
            65-73            618                                
        
            Аннотация
            
    
                22 ноября 2017 г. Николаю Максимовичу Шанскому исполнилось бы 95 лет. В преддверии этой памятной даты мы обратились с просьбой к нашим постоянным авторам ответить на вопросы анкеты, связанные с работой Н.М. Шанского главным редактором журнала «Русский язык в школе» с 1963 по 2005 г.
            
        КОНСУЛЬТАЦИЯ
    
ХРОНИКА
    
ПРИЛОЖЕНИЕ
    
    
    ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)
ISSN 2619-0966 (Online)
                    





























