Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 11 (2017)

МЕТОДИКА И ОПЫТ 

3-6 400
Аннотация
В статье рассматриваются возможности учебного концептуального анализа ключевых слов при подготовке к итоговому сочинению на уроках русского языка. К основным этапам концептуального анализа относится изучение этимологии, значений и семантических связей ключевого слова, его включенности в состав прецедентных выражений.
6-10 323
Аннотация
В статье представлен урок развития речи по подготовке учащихся IX класса к подробному изложению с лингвокультуроведческим разбором текста. Цель урока - научить девятиклассников передавать максимально близко к исходному тексту содержание и языковые средства оригинала.

ОТВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ 

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ 

11-16 311
Аннотация
Авторами статьи на основе проведенного эксперимента устанавливается, что одним из эффективных способов достижения лексической полноты и связности устного и письменного речевого высказывания является использование школьниками приема ассоциативного моделирования.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА 

16-19 316
Аннотация
Статья призвана обратить внимание учителя-русиста на особенности приставки низ-, выделяющие ее в ряду приставок на -з/-с и вызывающие трудности у учащихся V-VII классов. В статье предлагаются примеры употребления слов с приставкой, типы заданий, готовые задания и рекомендации, которые могут помочь учащимся в освоении орфографических и стилистических норм.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ. 

19-21 387
Аннотация
Данный урок развития речи позволяет с помощью современного методического инструментария лингвокультурологической характеристики текста активно формировать умение школьников целенаправленно пользоваться словарями при работе с художественным текстом. Урок проводится в День словарей и энциклопедий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО 

22-30 483
Аннотация
Статья посвящена научной деятельности выдающегося отечественного ученого-лингвомето-диста Н.С. Рождественского (1892-1981). С современной позиции рассмотрены его наиболее значительные труды по методике преподавания русского языка в начальной и средней школе.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 

30-38 249
Аннотация
В статье рассматривается роль А.П. Сумарокова в становлении русского литературного языка, дается обзор теоретической программы Сумарокова в области языка и литературы, отражающей принципы классицистической эстетики, подчеркивается значение творческой практики Сумарокова для формирования представлений об идиостиле, для дальнейшего развития языка и образного строя «легких» жанров литературы.
38-42 298
Аннотация
В статье уточнено содержание и соотношение понятий диалогичность, диалог и фигуры диалогизма; рассмотрена специфика воплощения категории диалогичности, в частности собственно диалога и фигур диалогизма (риторического обращения, риторического восклицания, риторического вопроса и вопросно-ответных структур) в лирических произведениях второй половины ХХ столетия.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 

43-47 208
Аннотация
В статье впервые выделен разряд дейктических глаголов совершенного вида; описана их видовая семантика. Описание основано на двухкомпонентной модели семантического инварианта глагольного вида, которая предусматривает постановку и решение подобной задачи. Использованы словарные материалы «Словаря современного русского литературного языка» (в 17 т.).

В МИРЕ СЛОВ 

ПО ГРАДАМ И ВЕСЯМ 

53-57 321
Аннотация
В статье рассмотрена история формирования в составе русской топонимии особого идеологического массива названий - топонимов-советизмов. Выделены лексико-тематические группы данной категории названий, раскрыто их содержание. Указаны причины нестабильной орфографии топонимов с первой частью Ново-.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ 

58-65 208
Аннотация
В статье рассмотрены правила оформления списка литературы в научно-учебных работах студентов и школьников, изложена обучающая методика составления краткого библиографического описания источников информации.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО 

65-73 245
Аннотация
22 ноября 2017 г. Николаю Максимовичу Шанскому исполнилось бы 95 лет. В преддверии этой памятной даты мы обратились с просьбой к нашим постоянным авторам ответить на вопросы анкеты, связанные с работой Н.М. Шанского главным редактором журнала «Русский язык в школе» с 1963 по 2005 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ 

ХРОНИКА 

ПРИЛОЖЕНИЕ 



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)