№ 11 (2017)
МЕТОДИКА И ОПЫТ
3-6 656
Аннотация
В статье рассматриваются возможности учебного концептуального анализа ключевых слов при подготовке к итоговому сочинению на уроках русского языка. К основным этапам концептуального анализа относится изучение этимологии, значений и семантических связей ключевого слова, его включенности в состав прецедентных выражений.
6-10 563
Аннотация
В статье представлен урок развития речи по подготовке учащихся IX класса к подробному изложению с лингвокультуроведческим разбором текста. Цель урока - научить девятиклассников передавать максимально близко к исходному тексту содержание и языковые средства оригинала.
ОТВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ
11-16 616
Аннотация
Авторами статьи на основе проведенного эксперимента устанавливается, что одним из эффективных способов достижения лексической полноты и связности устного и письменного речевого высказывания является использование школьниками приема ассоциативного моделирования.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА
16-19 657
Аннотация
Статья призвана обратить внимание учителя-русиста на особенности приставки низ-, выделяющие ее в ряду приставок на -з/-с и вызывающие трудности у учащихся V-VII классов. В статье предлагаются примеры употребления слов с приставкой, типы заданий, готовые задания и рекомендации, которые могут помочь учащимся в освоении орфографических и стилистических норм.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.
19-21 724
Аннотация
Данный урок развития речи позволяет с помощью современного методического инструментария лингвокультурологической характеристики текста активно формировать умение школьников целенаправленно пользоваться словарями при работе с художественным текстом. Урок проводится в День словарей и энциклопедий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
22-30 1170
Аннотация
Статья посвящена научной деятельности выдающегося отечественного ученого-лингвомето-диста Н.С. Рождественского (1892-1981). С современной позиции рассмотрены его наиболее значительные труды по методике преподавания русского языка в начальной и средней школе.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
30-38 629
Аннотация
В статье рассматривается роль А.П. Сумарокова в становлении русского литературного языка, дается обзор теоретической программы Сумарокова в области языка и литературы, отражающей принципы классицистической эстетики, подчеркивается значение творческой практики Сумарокова для формирования представлений об идиостиле, для дальнейшего развития языка и образного строя «легких» жанров литературы.
38-42 668
Аннотация
В статье уточнено содержание и соотношение понятий диалогичность, диалог и фигуры диалогизма; рассмотрена специфика воплощения категории диалогичности, в частности собственно диалога и фигур диалогизма (риторического обращения, риторического восклицания, риторического вопроса и вопросно-ответных структур) в лирических произведениях второй половины ХХ столетия.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
43-47 472
Аннотация
В статье впервые выделен разряд дейктических глаголов совершенного вида; описана их видовая семантика. Описание основано на двухкомпонентной модели семантического инварианта глагольного вида, которая предусматривает постановку и решение подобной задачи. Использованы словарные материалы «Словаря современного русского литературного языка» (в 17 т.).
В МИРЕ СЛОВ
ПО ГРАДАМ И ВЕСЯМ
53-57 588
Аннотация
В статье рассмотрена история формирования в составе русской топонимии особого идеологического массива названий - топонимов-советизмов. Выделены лексико-тематические группы данной категории названий, раскрыто их содержание. Указаны причины нестабильной орфографии топонимов с первой частью Ново-.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ
58-65 422
Аннотация
В статье рассмотрены правила оформления списка литературы в научно-учебных работах студентов и школьников, изложена обучающая методика составления краткого библиографического описания источников информации.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
А. В. Зеленин,
Л. Л. Шестакова,
Т. А. Острикова,
Б. Г. Бобылев,
А. Д. Дейкина,
О. Е. Дроздова,
В. Ф. Русецкий,
С. А. Карпухин
65-73 540
Аннотация
22 ноября 2017 г. Николаю Максимовичу Шанскому исполнилось бы 95 лет. В преддверии этой памятной даты мы обратились с просьбой к нашим постоянным авторам ответить на вопросы анкеты, связанные с работой Н.М. Шанского главным редактором журнала «Русский язык в школе» с 1963 по 2005 г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ХРОНИКА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)
ISSN 2619-0966 (Online)