Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 10 (2017)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-8 28
Аннотация
В статье обосновывается возможность оценки региональной культуры как составляющей русской культуры; предлагается система приемов, позволяющих актуализировать в преподавании русского языка концептуальную значимость явлений языка, словесного творчества, составляющих специфику культуры отдельного региона и гармонически включающихся в универсальную русскую культуру.
8-13 47
Аннотация
В статье предлагается модель систематизации пунктуационного материала в старших классах, учитывающая синтаксическую природу тех или иных норм расстановки знаков препинания.

УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ

13-19 41
Аннотация
Представленный материал суммирует известные способы школьной интерпретации произведения, точки зрения на проблематику поэмы «Двенадцать» и авторскую позицию (отношение поэта к революции и процессам, связанным с ней) и предлагает оригинальную методику построения урока к 100-летию Октябрьской революции.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

23-29 48
Аннотация
В статье предлагается материал для проведения уроков, посвященных языковым процессам, связанным с революцией 1917 г., столетие которой отмечается в текущем году. Особое внимание уделяется лексическому уровню языка. В качестве основных ресурсов создания словаря нового времени рассматриваются словообразование и семантическое переосмысление старых слов.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

29-33 44
Аннотация
Урок развития речи в VIII классе посвящен составлению описаний памятников архитектуры Санкт-Петербурга. Описания затем объединяются в текст виртуальной экскурсии по городу. На подготовительных этапах работы используются речеведческая и линговокультурологическая характеристики текстов.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

33-38 39
Аннотация
В статье рассматривается баллада А.К. Толстого «Поток-богатырь», в которой речевое саморазоблачение персонажей (употребление слов-паролей) используется писателем как прием для достижения сатирических целей.
38-41 34
Аннотация
В статье рассмотрено соотношение понятий «архаизм» и «троп»; показано, как архаические единицы послужили средством репрезентации трех имплицитных идей (смыслов) в творчестве М.Ю. Лермонтова: авторских, инвариантных, перцептивных; указана роль архаичной лексики в раскрытии внутреннего мира поэта, выделены наиболее частотные способы номинации, конструирующие имплицитные смыслы.
41-45 26
Аннотация
Статья посвящена функциям метатекста. Автор анализирует вставные конструкции разной структуры и объема, особое внимание уделяя скобкам как маркеру функций метатекста.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

45-51 51
Аннотация
Анализируемые в статье отношения между компонентами простых неосложненных предложений автор квалифицирует логико-грамматическими, кратко излагает принцип их формирования и способы грамматического оформления. Это позволяет, по мнению автора, более точно и аргументировано описывать семантику и структуру простых предложений.

В МИРЕ СЛОВ

51-55 36
Аннотация
Рассматриваются четыре этапа языковой жизни однокоренных слов рвение, ревность, ревновать, соревновать, соревнование, соревноваться в русском языке на протяжении тысячелетней истории: калькирование значений слова в древнерусском языке с греческих прототипов; изменение значения слов и появление новой сочетаемости в XVIII в., отражающей языковые связи с европейскими языками для выражения новых идей и понятий; трансформация значений слов в советское время и утрата некоторых этимологических связей; употребление слова соревнование в современном молодежном сленге.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

62-70 55
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы теории и истории языкознания рубежа XIX-XX вв., получившие развитие в трудах видного лингвиста Д.Н. Кудрявского (1867-1920). Автор обращает особое внимание на обзор научных идей, изложенных в новаторском курсе лекций «Введение в языковедение», их связь с новыми тенденциями в отечественной и мировой науке начала XX в. и подчеркивает их значение для осмысления последующей лингвистической традиции в России. В статье приведены также малоизвестные факты сотрудничества Д.Н. Кудрявского с «Энциклопедическим словарем» Брокгауза и Ефрона.

К 100-ЛЕТИЮ РЕФОРМЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

70-77 34
Аннотация
Статья посвящена основным событиям и темам орфографической дискуссии послереформенного периода, связанным с попытками различных издательств и ведомств разрешить спорные вопросы правописания, а также с деятельностью орфографических комиссий Государственного издательства СССР, АН СССР и Народного комиссариата просвещения РСФСР Устанавливаются общие принципы нормализации правописания.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)