Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 6 (2017)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-7 51
Аннотация
В статье сложная проблема формирования патриотизма как духовной ценности рассматривается в пространстве русского языка и культуры. Предложен ряд лингвокультурологических задач в аспекте методической лингвоконцептологии, позволяющих проектировать у юных граждан целостный контекст собственных знаний о родине.
7-13 73
Аннотация
В статье предлагается вариант программы научно-практического семинара для обоснования концепции семинара-практикума как средства активизации научной работы в школе и выявления исследовательского потенциала учащихся.

В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ

13-18 37
Аннотация
В статье описаны типы упражнений, принципы отбора языкового и предметного материала для проведения интегрированных уроков русского языка и биологии в полиэтническом классе. Проанализированы трудности школьников, не владеющих русским языком как родным, в изучении биологии.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

22-27 25
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые разделы и узловые проблемы орфоэпии, которые могут быть изучены на поэтическом иллюстративном материале.
27-32 38
Аннотация
В статье рассматриваются три диалектные черты, отмеченные в устной и письменной речи учеников сельских школ Волгоградской области; охарактеризованы приемы работы по дифференциации учащимися литературного языка и диалекта, формированию умения переходить с одного регистра общения на другой в зависимости от ситуации и собеседника.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ.

32-34 71
Аннотация
Критически рассмотрено традиционное школьное правило о правописании личных окончаний глаголов в настоящем/простом будущем времени. Предложено отказаться от этого правила как неполного, неточного и чрезмерно сложного. Приведены свидетельства в пользу использования окончаний 3-го лица множественного числа в качестве маркера безударных личных окончаний глаголов (-ут/-ют - I спряжение, -ат/-ят - II спряжение).

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

35-39 73
Аннотация
В статье исследуются различные проявления метаязыковой деятельности ребенка: самоисправ-ления и исправление речи взрослых, детская этимология и этимологизация, игровые переименования, метаязыковые комментарии и вопросы, толкования значений слов, размышления о многозначности и омонимии, языковая игра и др.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

40-46 27
Аннотация
Работу школьников над языковой спецификой фольклорно-диалектологического материала предлагается строить посредством анализа фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных и грамматических особенностей и на сопоставлении с нормативными явлениями современного русского литературного языка.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

46-52 36
Аннотация
В статье рассматривается системность и функционально-стилистическая нагруженность метафоры поэтического очерка «Путешествие по Камчатке» и ее роль в формировании индивидуально-авторского стиля (идиостиля) поэта И.Л. Сельвинского. Выявляется полистилизм произведения, обусловленный его жанровой спецификой.
52-57 36
Аннотация
В статье анализируется один из циклов К. Бальмонта, в котором ассоциативно-семантические поля представляют собой феномен, организующий смысловое пространство текста. Автор рассматривает ассоциативно-семантические поля как одно из ключевых языковых средств актуализации межтекстовых связей.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

57-62 222
Аннотация
Автор анализирует стихотворение А.А. Бестужева «Осень», вскрывая его подтекстовые смыслы, устанавливая интертекстуальные связи поэтического произведения с текстами прошлого и с произведениями современников поэта, показывает специфику созданных им художественных образов.
62-68 189
Аннотация
В статье анализируется одно из ранних стихотворений Ю. Мориц, в котором с помощью грамматических и лексических средств создается игра «точками зрения» на описываемую лирическую ситуацию, а конкретность пространства сочетается с зашифрованностью отношений героев.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

68-75 57
Аннотация
Статья посвящена творчеству выдающегося философа, филолога и культуролога В. фон Гумбольдта (1767-1835). Автор рассматривает основные понятия гумбольдтовской философии языка: язык как воплощение деятельности человеческого духа, как отражение национального мировоззрения. В работе анализируется понятие внутренней формы языка, системного устройства языка и принципы языкового развития.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

75-80 76
Аннотация
В статье описывается аналитическая конструкция со значением интенсивного и неожиданного приступа к действию в прошлом, представленная сочетанием инфинитива с частицей давай (и давай). Отмечается активное использование конструкции в русской разговорной речи. Рассматриваются особенности ее употребления в предложениях с однородными членами. Обращается внимание на возможность функционирования в составе аналитической конструкции как стилистически не маркированных, так и маркированных глаголов. Выделяются тематические группы наиболее часто употребляемых в составе аналитической конструкции глаголов, а также языковые средства усиления семантики интенсивного и неожиданного приступа к длительному действию в прошлом.
80-86 66
Аннотация
В статье рассматриваются типы языковых норм и способы их представления в новом «Академическом толковом словаре русского языка».

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

86-90 27
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые общекультурные коды русской народнопоэтической традиции, нашедшие отражение в жанрах загадки и сногадания. По данным языка ряда текстов определяются ценностные компоненты древнейших мифопоэтических представлений русских, сохранившиеся и в современной жизни.

ХРОНИКА

ПРИЛОЖЕНИЕ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)