Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 11 (2016)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-10 37
Аннотация
В статье представлен вариант структурирования курса русского языка в X-XI классах, а также охарактеризованы различные виды уроков (в рамках углубленного изучения). При этом особое внимание уделено урокам по художественной стилистике и концептам.
10-13 236
Аннотация
Методическая лингвоконцептология предполагает целенаправленное «восхождение» ученика от фрагментарного знания к знанию целостному и ценностному, к «собиранию смыслов». Действие запускаемого «механизма трансляции смыслов» реализуется через трехчастную структуру лингвоконцептоцентрической модели урока речевого развития. Концепт как междисциплинарная единица является эффективным средством сближения задач языкового и литературного образования школьников.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ.

13-17 32
Аннотация
В статье анализируются основные подходы к определению культурно-языковой компетенции в нормативной, научной и дидактической литературе, предлагается новая интерпретация культурно-языковой компетенции.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

17-22 189
Аннотация
В статье рассматриваются этапы и эффективные приемы подготовки школьников к написанию сочинения-рассуждения на литературно-публицистическую тему, предлагается методический комментарий одного из вариантов выполнения творческой работы.
22-26 49
Аннотация
В статье рассмотрен вариант подготовки к итоговому сочинению по направлению «Разум и чувство», заданному по модели бинарной оппозиции, и даны методические рекомендации для учителя.
26-29 38
Аннотация
В статье уделено внимание проблеме воспитания культуры печатного письма, которая связывается с новым компонентом модернизации обучения русскому языку - информационно-коммуникативным. Появилась необходимость в представлении типологии ошибок и погрешностей, характерных для печатного текста, набранного на клавиатуре. Тема освоения общепринятых правил форматирования печатного текста может заинтересовать и учителей, и преподавателей вузов.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

29-34 54
Аннотация
В статье предлагаются ориентированные на учащихся VIII-XI классов задания по диалектологии для олимпиады по русскому языку, источником которых послужили данные словарей кубанских говоров.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

35-40 44
Аннотация
В статье рассматриваются способы выражения авторской позиции, отражения перволичной семантики в третьеличном повествовании на примере романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

40-46 21
Аннотация
На материале сочетаний интенсификаторов с опорными словами рассматривается характерный для языка Ф.М. Достоевского стилистический прием, который автор определяет как языковую аномалию и предлагает интерпретировать как «совмещенные пропозиции». Выделяя несколько моделей подобной аномализации, автор показывает ее системный характер и значимость для художественной антропологии Достоевского.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

46-53 37
Аннотация
Автор исследует возможности использования категории «личностный смысл» в построении общей динамической теории значения слова. Актуализируются положения Л.С. Выготского (18961934) о социальной детерминации индивида системой языковых знаков и радикальной перестройке психики в связи с употреблением знаковых структур, а также о роли знака в репрезентации непонятийных форм мышления.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

54-60 58
Аннотация
В статье содержится анализ омонимичных по виду глаголов с тождественным лексическим значением типа свозить - что делать? и - свозить - что сделать? Определяется способ образования видовых омонимов, дифференцируются пары глаголов, в которых преобладает функционирование глаголов несовершенного и совершенного вида, выявляются причины преобладающей востребованности тех и других; собственно видовые омонимы сравниваются с двувидовыми глаголами.

В МИРЕ СЛОВ

60-65 37
Аннотация
В статье рассмотрена история формирования и происхождение топонимов, включающих корень -серебр-, и производные от него топонимические образования. Выделены группы названий, по-разному мотивированные связью со словом серебро. Выявлена степень надежности различных этимологий.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ

65-70 16
Аннотация
В статье представлен опыт изучения региональных ономастиконов при реализации образовательных программ высшего образования. Обосновывается научно-исследовательская, прикладная, методическая, воспитательная ценность такой работы.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

70-75 51
Аннотация
В статье кратко характеризуется вклад А. Мейе (11.11.1866-21.09.1936) в обновление идей и развитие методов сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. Намечены некоторые отличия «школы Мейе» от предшествующих направлений в компаративистике, а также расхождения ее основоположника с общелингвистическими взглядами Ф. де Соссюра.

КОНСУЛЬТАЦИЯ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)