Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 10 (2016)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-9 67
Аннотация
В статье показаны возможные пути работы над эстетическими функциями имен прилагатель- ных, числительных и наречий и оппозициями их грамматических форм в V-VII классах с использо- ванием исследовательской деятельности учащихся и технологии работы в группах.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

9-13 28
Аннотация
В статье дан сопоставительный анализ трактовок придаточных цели в школьных учебниках и вузовских пособиях.

ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГА

13-18 57
Аннотация
Статья посвящена проблеме понимания текста школьниками. Для диагностики уровня понима- ния и возможных «сбоев» в этом процессе использовалась широко известная методика заполне- ния пропусков в заданном тексте. Проанализированы основные психологические причины ошибок учащихся при выполнении этого экспериментального задания.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

18-21 33
Аннотация
В статье рассматривается речетворческий анализ художественного текста, цель которого иници- ировать речевую деятельность учащихся, способствовать рождению собственного художественно- го замысла. Речетворческий анализ текста позволяет выявлять направленность авторских ассоци- аций, образы-ключи к авторскому замыслу, выдвигать версии рождения художественного текста.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ…

21-25 47
Аннотация
Данный урок посвящен изучению коммуникативных качеств речи на основе работы с текстами А.С. Пушкина и высказываниями о языке пушкинских произведений. Исследовательская работа в группах позволяет учащимся сделать самостоятельные выводы о необходимых коммуникативных качествах речи и о достоинствах языка пушкинских произведений.

А Я ДЕЛАЮ ТАК.

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

26-31 30
Аннотация
Данная статья продолжает цикл публикаций, связанных с анализом заданий Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

31-37 36
Аннотация
Статья посвящена жизни и деятельности русского педагога и методиста А.П. Флёрова (1856- 1954). В научно-методическом наследии филолога выделены аспекты, актуальные для современ- ной практики школьного преподавания русского языка.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

37-40 22
Аннотация
В статье рассматривается интродуктивная функция антропонимов, которая заключается в пер- воначальном использовании того или иного варианта именования персонажа, обусловленном актуализацией аспектов его характеристики.
40-44 30
Аннотация
В статье рассматриваются формы языковой игры в сказках Е. Шварца и определяются ее функ- ции в произведениях драматурга.
44-47 36
Аннотация
В статье рассматривается использование северновеликорусских диалектов в сказах Б.Шергина. Автор располагает диалектное слово в точно-необходимом месте, и оно выполняет свои художе- ственные задачи. Стилистически нейтральный строй повествования при этом не нарушается. В тек- стах сказового повествования просматривается связь областного диалекта и устной народной сло- весности с языком художественной литературы.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

47-51 27
Аннотация
В русском языке принято выделять так называемые притяжательные прилагательные, которые являются частью относительных прилагательных. Автор настаивает на различении притяжательно- сти как семантического признака и притяжательности как характеристики типа склонения, полагая такое разделение характеристик действительности и собственно языковых характеристик фунда- ментальным знанием в предметной области «русский язык».

РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ

52-58 21
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы организации перевернутого обучения в подготовке буду- щих учителей русского языка как родного, предложен вариант модели этого обучения.

ЗА РУБЕЖОМ

58-63 36
Аннотация
В статье рассматриваются социолингвистические проблемы функционирования русского язы- ка в Республике Таджикистан. Особое внимание уделяется образовательной сфере, которая явля- ется ключевой и в большей мере определяет степень распространения русского языка в республи- ке. Указывается на ряд факторов, которые мешают качественному овладению русским языком уча- щимися средних общеобразовательных учреждений и студентами вузов.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

63-69 46
Аннотация
В статье предлагается анализ некоторых положений лингвистического наследия Р.О. Якобсона, касающихся устройства и функционирования языковой системы. Рассматриваются его идеи отно- сительно механизма образования форм спряжения и склонения, определяющих специфику мор- фологического устройства русского языка. На основе анализа форм русского склонения Р. Якобсон объясняет значения русских падежей, выявляя формальные методы исследования языкового зна- чения. В статье предпринята попытка определения точки зрения Р. Якобсона на место языкознания в системе антропоцентрических наук, в частности семиотики, психологии и медицины.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ХРОНИКА



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)