Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 7 (2016)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-7 49
Аннотация
В статье рассматривается методический инструментарий моделирования речевой среды в пространстве культуры, в качестве которого выступает учебный виртуальный концептуарий. Исследовательская и проектная работа в рамках учебного концептуария мотивирует учеников на творческое освоение базовых лингвоконцептов, позволяет эффективно решать проблему формирования концептуальной системы ученика, проектирования целостного контекста собственных знаний и опыта, ведет к «примирению» понятийного и клипового мышления детей «цифровой эры».
7-11 34
Аннотация
В данной статье осмысливается проблема обучения пониманию текста как метапред-метная и как предметная, описываются возможности лингвокультурологической характеристики текста как инновационного методического инструмента в решении проблемы обучения пониманию художественного текста на уроках русского языка на примере сопоставления стихотворных произведений.

В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ

11-14 34
Аннотация
В статье рассматривается использование разноуровневых заданий по грамматике на примере работы с текстом о А.Н. Толстом и его сказкой «Топор» с целью расширения словарного запаса учащихся полиэтнической школы.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

14-18 28
Аннотация
В статье предлагаются материалы для уроков словесности, интегративных уроков углубленного изучения языковой ткани художественного произведения, которые могут использоваться в том числе в качестве подготовки проектов и основы для олимпиадных заданий.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

18-21 31
Аннотация
В статье представлены приемы изучения официально-делового стиля речи. Приведены примеры разработки учебных занятий с применением методики ролевых игр, лингвистических тренингов, заданий творческого, аналитического и поискового характера.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

21-23 25
Аннотация
Содержание данного урока основано на текстах упражнений учебника, которые позволяют разработать модель урока развития устной речи учащихся на тему открытий великого ученого в области лингвистики, привлечь внимание учащихся к личности в науке.
23-25 33
Аннотация
В основе данного урока лежит технология характеристики текста. Урок построен как урок-проект и предполагает работу с текстом в группах по алгоритму. В процессе анализа текста происходит осознание его смыслов, учащиеся выражают свое отношение к прочитанному, пишут творческую работу на основе текста.
25-29 24
Аннотация
В статье представлен план-конспект интегрированного урока, проведенного в XI классе в рамках работы по УМК А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.
29-32 23
Аннотация
Технологическая карта дистанционного урока содержит задания для закрепления знаний выпускников по теме «Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами».

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

32-37 32
Аннотация
Данная статья продолжает цикл публикаций, связанных с анализом заданий Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и подготовкой к ней.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

37-45 28
Аннотация
В статье рассматриваются основные лингвостилистические черты поэтики Г.Р. Державина. На примере стихотворения «Мой истукан» анализируется «забавный слог» поэта, характеризуются метрические особенности державинского творчества, принципы построения композиции и отбора языковых средств. Уделяется внимание «темным местам» художественного текста, особенностям его восприятия современным читателем.
45-52 46
Аннотация
Статья посвящена филологическому анализу повести М. Горького «Детство», определению семантико-стилистических доминант текста данного произведения, особенностей эстетики слова писателя.
52-57 38
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые особенности языка и стиля В. Богомолова: анализируется роль документов в общей структуре романа, особенности языка авторского повествования и приемы речевой характеристики персонажей.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

57-66 23
Аннотация
Автор анализирует синтаксические свойства лексемы погода в сопоставлении с другими членами этой лексико-тематической группы, акцентируя внимание на атрибутивном и каузативном распространении данного существительного.
67-72 20
Аннотация
Статья посвящена истории слова оскорбление. Анализ употребления слова в текстах XVIII в. позволяет установить, что в этот период оно еще сохраняло значение ‘причинение кому- или чему-либо ущерба, вреда’, которое не фиксируется в словарях. В статье рассматривается сочетаемость слова в этом значении, а также производные значения, возникшие на его основе.

ХРОНИКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)