Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Рецензируемый научно-методический журнал «Русский язык в школе» основан в 1914 году. В журнале освещаются актуальные вопросы преподавания и изучения русского языка, публикуются результаты фундаментальных и прикладных исследований в области русистики и методики преподавания русского языка. Уделяется внимание современным формам углубленного изучения языка и совершенствованию его преподавания (элективные курсы, проектная деятельность, проведение олимпиад по русскому языку и т.д.).

Содержание журнала составляют следующие разделы: «Методика и опыт», «Методическая почта», «Внеклассная работа», «Русский язык в вузах», «Методическое наследство», «Лингвистическое наследство», «Анализ художественного текста», «Лингвистические заметки», «Вопросы культуры речи», «В мире слов», «Критика и библиография». Таким образом, для журнала характерно, с одной стороны, глубокое освещение проблем современной русистики и языкознания, а с другой – проблем теории и методики преподавания русского языка в школе и в вузе.

В журнале публикуются научные сотрудники, преподаватели вузов, учителя, аспиранты.

Журнал «Русский язык в школе» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по специальностям: 10.02.01 – Русский язык (филологические науки), 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки) (http://vak.ed.gov.ru/87).

Журнал «Русский язык в школе» дополнен приложением «Русский язык в школе и дома». Его адресат – учителя школы и сами школьники. Приложение содержит рубрики: «Учебник +», «Из старых учебников», «За строкой текста», «Тайны слова», «Слова текут – вода живая», «Листая календарь», «Речевой этикет», «От А до Я», «Увы! Так говорят и пишут…», «Лингвистическая мозаика», «Комментарий к тексту», «Будущим студентам», «У нас на уроке», «Проверьте себя», «Рабочая тетрадь», «Так говорят дети…», «Занимательная грамматика», «Нам пишут», «Игры. Шарады», «Проба пера», «Пишут школьники», «Кроссворд». Простая и занимательная форма изложения служит более глубокому познанию родного языка.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 81, № 6 (2020)
Скачать выпуск PDF

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
1-14 26
Аннотация

Соержание:

Исторические справки

Нам пишут

Кроссворд

Ответы

Тематический указатель

МЕТОДИКА И ОПЫТ

7-13 39
Аннотация

В статье ставится проблема формирования у юных исследователей навыка составления списка использованной литературы в соответствии с требованиями к его оформлению. Процесс выработки навыка осуществляется с опорой на принцип систематичности и последовательности, принципы природосообразности, посильности, активности и на основе деятельностного подхода. Использованы методы анализа научных, учебно-методических и официальных источников; метод случайной выборки для получения фактического материала с помощью открытых сетевых ресурсов; анализ и синтез полученных эмпирических данных. Сделан вывод о необходимости постепенного и системного приучения к выполнению данного вида работы начиная с раннего подросткового возраста.

14-22 30
Аннотация

В статье рассмотрены методологические вопросы проектной деятельности учащихся, осуществляемой на материале прозвищ. Обозначены актуальные типы и виды проектов, уточнена связь проектов с учебным предметом «Русский язык», описаны этапы работы над проектами, дана общая характеристика итогов проектной деятельности. Рассмотрены типичные ошибки школьников, допускаемые в проектах на материале прозвищ, среди которых: отступления от норм (в том числе этических); неоправданная узость тематики проектов; неграмотное употребление ономастической терминологии; некорректность формулировок и предлагаемых классификаций и др. Даны рекомендации по реализации конкретных проектов, в частности предложен и пояснен ряд тем, рас- ширяющих круг традиционных формулировок; описаны приемы сбора данных и варианты предcтавления результатов (продуктов) проектной деятельности. Сделаны выводы о том, что учебные проекты на материале прозвищ могут найти применение в учебном, образовательном и воспитательном процессах в ходе формирования и развития компетенций учащихся, т. е. в процессе формирования полноценной языковой, социальной, социокультурной личности.

23-31 23
Аннотация

Цель статьи – на примере проекта «Названия современных профессий» продемонстрировать перспективы формирования общеучебных умений проводить анкетирование и осуществлять поиск информации в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся VI классов во внеклассной работе по русскому языку. В статье обоснован выбор раздела «Лексикология» для такой деятельности в V–VI классах, описаны этапы работы над проектом. Были использованы методы: теоретический анализ научной литературы, обучающий эксперимент, анализ продуктов учебной деятельности, наблюдение и описание. Сделаны выводы, что проектно-исследовательская деятельность во внеклассной работе по русскому языку в VI классе способствует формированию общеучебных умений проводить анкетирование и осуществлять поиск информации на основе предметных умений.

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

32-41 23
Аннотация

Цель статьи – оценить коммуникативные, смысловые, структурные аспекты текстовой деятельности школьников, установить актуальный смысловой состав концептуальной области, связанной с пожилым возрастом, типы применяемых речевых действий при вербализации смыслов в процессе неподготовленной письменной речевой деятельности. Материал: тексты сочинений «Старый человек, какой он?»; «Старость, какая она?», «В старости я буду…», написанные учащимися VII классов средних школ г. Омска в 2020 г. Методы: комплексный анализ, в рамках которого выявлялись коммуникативные (речевые стратегии и тактики, тип коммуникации), когнитивные (способы актуализации смыслов, когнитивных структур), семантические (отбор слов, распределение предметных признаков, выделение предикатов и пр.) параметры. Результаты исследования: выявлено доминирование вариативно развивающихся типовых сценариев, связанных с наличием в языковом сознании определенных когнитивных фрагментов, воздействие социальных стереотипов, связанных с возрастом, старостью, старым человеком. Выводы: хорошее владение коммуникативными нормами и структурой рассуждения, преобладание Я-коммуникации, отсутствие зависимости между выбором коммуникативной модели и формулировкой темы; наличие в концептуальной области пожилого возраста актуальных смысловых пространств и когнитивных структур: семьи – «любовь к детям, внукам, забота, помощь» / «ненужность»; образа жизни – «физическая и интеллектуальная активность», «здоровье» / «отсутствие интересов», «болезни», жизни как прошлого – настоящего – будущего – «работа, деньги, бизнес», «радость, веселье, наслажденье», «грусть, немощь», человека – «разные типы пожилых людей», «жизнерадостность» / «ворчливость», «опыт», «мудрость»; характер применяемых речевых действий в процессе письменной речевой деятельности состоит в наделении качеством, передаче деятельности субъекта – человека и его возрастного состояния с помощью ограниченного круга базовой для смыслового поля возраста лексики (пожилой, старый, старик, бабушка, дедушка, стареть); представление традиционных для русской культуры стереотипов многопоколенной семьи, взаимной заботы и формирование новых стереотипов активной, радостной и счастливой старости.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

42-47 18
Аннотация

Статья посвящена 100-летию доктора педагогических наук профессора Григория Наумовича Приступы. Авторы указывают на значительность вклада Г. Н. Приступы в методику обучения русскому языку, в частности на осмысление им вопросов типологии и эффективности уроков русского языка, систематизации упражнений, единого речевого режима в школе, культуры речи учителя. Более подробно авторы анализируют фундаментальный вклад ученого в методику обучения правописанию. Рассмотрены сформулированные Г. Н. Приступой принципы обучения правописанию и показаны пути их реализации в новых образовательных условиях. Теоретические положения, выдвинутые Г. Н. Приступой, иллюстрируются примерами школьной практики. Показана непреходящая ценность и перспективность научно-методического опыта Г. Н. Приступы и развитие его идей в условиях современной школы.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

48-56 15
Аннотация

В статье дан анализ стихотворения А. А. Фета «Дождливое лето». Используются методы стиховедения и лингвоэстетического анализа текста, лингвистического комментирования, построчного анализа и медленного чтения. Рассматриваются особенности размера, рифмы и ритма текста на фоне традиций русского стиха. Выявляются принципы образно-тематического строения стихотворения, характеризуются его фоника, стилистика и отчасти синтаксис. Особое внимание уделяется эстетической функции грамматических аномалий Фета. Раскрывается символический смысл словесно-образных деталей и всего стихотворения в целом. Указывается, что гармония в ритме, стиле, музыке стиха у Фета играет роль иконического знака Творца.

57-62 15
Аннотация

В статье рассматриваются экспрессивные возможности словообразовательных средств в прозе И. А. Бунина. Отмечается, что писатель последовательно избегал словотворчества. Новообразования в его произведениях носят преимущественно потенциальный характер и немногочисленны. Цель статьи – выявление экспрессивных словообразовательных средств и определение их функций в прозе И. А. Бунина. Для анализа материала используются структурно-семантический и описательный методы. В статье выделены группы словообразовательных средств, значимых для идиостиля И. А. Бунина: это сложные прилагательные и наречия с тропеическим компонентом в их составе, народноэтимологические образования, экспрессивные словообразовательные диалектизмы. Показано, что для прозы И. А. Бунина особенно важен морфемный повтор. В произведениях писателя он выполняет усилительно-выделительную и текстообразующую функции, а также функцию развертывания определенного мотива, темы, функцию создания художественного образа. Актуализация деривационных связей выявляет в прозе И. А. Бунина подтекст произведения.

63-73 15
Аннотация

В статье дан филологический анализ рассказа И. А. Бунина, раскрывающий многоуровневый характер содержания произведения. Актуальность статьи обусловлена не только возрастанием читательского и исследовательского интереса к творчеству Бунина, но и включением его произведений в КИМы ЕГЭ по русскому языку в качестве исходного текста для сочинения. Цель статьи – уточнить и углубить интерпретацию произведения на основе лингвистического анализа в контексте биографии и творчества писателя. Автор статьи выявляет закономерности в лексическом строе и в композиции рассказа Бунина, позволяющие понять текст не только на бытовом, но и на символическом уровне. Особое внимание уделено заглавному образу произведения, который является контрапунктом психологической и нравственно-философской проблематики, а также другим средствам обнаружения подтекстной семантики. В статье использованы методы лексического, мотивного и интертекстуального анализа; доминирующим в изложении результатов исследования является метод лингвистического комментирования языковых фактов. Итогом статьи можно считать не только собственно филологический результат – истолкование рассказа «Снежный бык», выделение универсальных закономерностей художественного стиля Бунина и доминант в его кар- тине мира, но и дидактические выводы, касающиеся правомерности выбора художественных произведений, подобных рассказу «Снежный бык», в качестве экзаменационного материала для про- ведения ЕГЭ по русскому языку.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

74-82 19
Аннотация

В статье обосновывается целесообразность включения в терминосистему лингвопоэтики понятия концепт-символ, эвристический потенциал которого подтверждается путем анализа стихотворения А. Блока «Комета». Важным признаком концепт-символа, установленным с помощью методов этимологического, лексического, полевого, контекстологического и концептуального анализа, является способность формировать концептуальное поле, не только обладающее текстообразующим потенциалом, но и тесно связанное с идеей художественного произведения. Концепт- символ принимает активное участие в организации индивидуально-авторской картины мира, привнося в нее черты неомифа. Эти качества отличают его от символа-образа, который в стихотворении А. Блока используется локально, служит для связи элементов концептосферы и расстановки логических акцентов, а также от концепта-фрейма, который формирует сюжетную составляющую стихотворения.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

83-89 24
Аннотация

Целью исследования является анализ базовых констант рекламного текста – рекламных онимов – с точки зрения словообразовательных процессов и выявление наиболее продуктивных способов словопроизводства в рекламном нейминге. В статье дана краткая характеристика языка рекламы и, в частности, рекламного онима, приведены образцы современных рекламных имен, созданных деривационными средствами русского языка. Функции аффиксальных формантов в рекламных именах дифференцированы и систематизированы. Использованы метод теоретического анализа и обобщения, словообразовательный анализ рекламных онимов, классификационный метод и метод прогнозирования. В результате исследования было выявлено, что наиболее продуктивными способами словообразования рекламных онимов являются чистый аффиксальный и комбинированный способы. Онимы-аббревиатуры выходят за рамки чистой информативности. Контаминированные структуры нередко включают в себя элементы графодеривации и являются наиболее многофункциональными с точки зрения прагматических установок рекламного сообщения. Язык рекламы развивается в сторону креативности, оригинальности в комплексе с утилитарностью, таким образом, смешение формантов, контаминированные структуры и элементы различных кодовых систем в границах одного онима кажутся наиболее актуальными и конкурентными средствами создания базовой константы рекламного текста.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ. Проблемы русской орфографии

90-96 20
Аннотация

Статья посвящена правилу написания корня -равн-/-ровн- и представляет собой фрагмент академического описания русской орфографии, над которым сейчас ведется работа в ИРЯ РАН. В правиле уточнены значения, определяющие написание безударного корня, дополнены списки исключений и приведены слова, значения которых не соответствуют выделенным значениям-критериям, а также впервые разбираются слова, которые могут быть соотнесены с разными значениями-критериями, т. е. имеют двойную мотивацию. Правило кодифицирует орфографию слов, которые имеют двойную лингвистическую мотивацию и колеблются в грамотном узусе, словарях, учебных и справочных пособиях. Орфографические рекомендации, данные для этих слов, соответствуют актуальной языковой норме и утверждены Орфографической комиссией РАН в 2019 г. Лингвистический комментарий к правилу содержит наиболее важные факты истории корня -равн-/-ровн-, а так- же в концентрированной форме излагает предпринимавшиеся в научной и методической литературе попытки установить распределение лексики с корнями -равн-/-ровн- на основе выделенных в орфографических правилах значений. Показано, что причины неустойчивости написания ряда глаголов с корнями -равн-/-ровн- в современной практике письма и словарях обусловлены двойной мотивацией слов, а также противоречивыми рекомендациями и лакунами в правилах

В МИРЕ СЛОВ

97-106 102
Аннотация

В статье рассматривается новейший лексический материал, связанный с коронавирусной пандемией. Авторами собран материал – наименования лиц (около 90 неолексем), зафиксированные в электронных массмедиа (Integrum) и составляющие значительную часть всего корпуса коронавирусных инноваций в русском языке, – более 600 единиц. Тематическая классификация лексических инноваций выявила следующие группы: 1) коронавирусные больные; 2) законопослушные граждане, соблюдающие требования карантина; 3) нарушители карантинной дисциплины; 4) паникеры; 5) пострадавшие во время пандемии; 6) добровольные помощники; 7) меди- цинский персонал; 8) правовые нарушители, жулики; 9) дети, появление которых на свет прямо или косвенно будет связано с периодом карантина. В анализируемом материале наблюдается графико-орфографическая вариативность, отражающая живой речевой поток в письменной форме, степень кодификации довольно низка. Инновации представляют: 1) прямые заимствования (их число невелико); 2) кальки; 3) актуализированные лексемы (под влиянием англоамериканизмов); 4) слова, появившиеся в русском языке автономно, но мотивированные самой тематикой пандемии и экстраординарной ситуацией жесткого карантина. Большинство лексических инноваций относится к индивидуально-авторским и окказиональным номинациям; доля слов, имеющих шансы перейти в разряд узуальных лексем, – около 20–30 лексем. Методы исследования: системный, классификационный, дедуктивный, индуктивный.

ХРОНИКА

107-111 14
Аннотация

Составителями хронологии предпринята попытка систематизировать сведения о статусе журналов «Родной язык в школе», «Русский язык в школе» (ISSN 0131–6141), «Русский язык в школе и дома» (ISSN 2541–8793), о смене их наименований, периодичности, количестве выпусков и редакторах, которые работали и/или работают над этими профессиональными журналами для учителей-словесников вот уже более 105 лет.

Объявления

2020-11-16

Уважаемые авторы и читатели журнала «Русский язык в школе»!

Редакция журнала «Русский язык в школе» продолжает работу семинара «Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка в современном мире». Приглашаем присоединиться к семинару и принять участие в бесплатном научно-практическом вебинаре «Нормы современного русского языка и образовательный процесс» 25 ноября 2020 года в 16:00 (Мск).

Авторы журнала расскажут о типах орфографических норм, их отражении в современных УМК по русскому языку и о приемах работы по совершенствованию культуры речи учащихся.

Дата вебинара: 25 ноября 2020 года

Начало вебинара: 16:00 (Мск)

Стоимость участия: бесплатно, с предварительной регистрацией по ссылке https://events.webinar.ru/13299237/7068473

Все слушатели вебинара получат сертификат.

Еще объявления...