Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Диминутивы повести Л. Н. Толстого «Детство» в контексте языковой динамики: цифровой анализ авторских инноваций

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-34-42

Аннотация

Цель исследования – определить роль диминутивов повести Л. Н. Толстого «Детство» в становлении идиостиля писателя и их влияние на лексический состав русского литературного языка последующего времени. Работа посвящена комплексному анализу диминутивов в автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» как важного элемента формирования идиостиля писателя и отражения инновационных процессов в русском литературном языке середины XIX в. Исследование осуществлялось с применением методов цифровой гуманитаристики, включая компьютерную обработку языковых данных. Для установления фактов первых употреблений использовались текстовые материалы Национального корпуса русского языка, дифференциальный словник «Словаря русского языка XIX века», а также цифровая платформа «Социолит». Такой подход позволил провести более точный и объективный анализ неологических процессов, обусловленных формированием идиостиля Толстого. На основе цифрового сопоставления лексем повести «Детство» с единицами корпуса «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля выявлено 143 уникальных лексических единицы, представляющих собой потенциальную неологию для языкового узуса середины XIX в. Из этого числа 14 лексем являются диминутивами, шесть из которых – гапаксы. Среди выявленных диминутивов четыре адъективные лексемы, три из которых – колоративы: белокуренький, розовенький, черномазенький. Однако, по данным корпусного анализа, адъективные диминутивы не являются неологизмами писателя. Они уже функционировали в литературном языке к 1850-м гг. Диминутивы-прилагательные создают эмоциональный тон, фиксируют мимолетные впечатления героя-ребенка, передают психологизм детского восприятия и помогают создать интимную атмосферу семьи. Адъективные диминутивы становятся лексическими маркерами «счастливой поры» детства, которую Толстой называет «невозвратимой». Десять лексем представляют собой имена существительные, что подтверждает преобладание в русском языке субстантивной диминутивации. Большая часть этих лексем, по свидетельству цифровых лексических корпусов, – подлинные неологизмы толстовского текста (панталончики, халатец, индюшечка, креслице и др.). Исследование показывает, что в первом произведении биографической трилогии Толстого диминутивы играют важную роль при становлении уникального художественного метода «диалектики души». Они становятся одним из инструментов изображения внутреннего мира ребенка, помогая передать его психоэмоциональное состояние. Неологизмы Толстого, созданные по диминутивным словообразовательным моделям, обогатили литературный язык XIX в., открыв новые возможности для выражения эмоциональной оценки и передачи экспрессии. Исследование подтверждает языкотворческий характер художественного стиля Толстого, вводившего в употребление новые лексические единицы уже в своем первом произведении крупного жанра.

Об авторах

Е. В. Пронина
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

Елена Викторовна Пронина, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы

г. Тула 



Д. А. Романов
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

Дмитрий Анатольевич Романов, доктор филологических наук, профессор, руководитель Центра русского языка и региональных лингвистических исследований

г. Тула 



Список литературы

1. Бегалиева С. Б., Шмакова Е. С., Вавули-ди И. И. Диминутивы как средство выражения авторской позиции в рассказах А. П. Чехова (корпусное исследование) // Керуен: научный журнал. 2024. Т. 82, № 1. С. 83—95. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-07.

2. Воейкова М.Д.Структурные функции диминутивов в современном русском языке и продуктивность их употребления // Вопросы языкознания. 2020. № 5. С. 38—56. https://doi.org/10.31857/0373-658X.2020.5.38-56.

3. Казарцев Е. В., Пронин Д. Д. Основы цифровой филологии: методы и принципы компьютерного анализа текста. СПб.: Политехника, 2024. 178 с.

4. Пронина Е. В., Пронин Д. Д. Исследование неологических тенденций развития русского литературного языка середины XIX века в творчестве Л. Н. Толстого методами компьютерной лингвистики // Тульский научный вестник. Серия: История. Языкознание. 2024. Вып. 4(20). С. 172-182. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-172-182.

5. Семантика русского диминутива в межъязыковых соответствиях и взаимодействиях: корпусное и экспериментальное исследование / З. И. Резанова, Е. Д. Артеменко, А. В. Васильева [и др.]. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019. 168 с.

6. Слабко Ю. В. Прагматические характеристики русских и английских диминутивов // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 1, № 1. С. 125-132.

7. Шевцова О. В. Диминутивные образования как характерная черта ранних рассказов А. П. Чехова // Miasto Przyszlosci. 2024. Т. 48. С. 1286-1300 [Электронный ресурс]. URL: https://miastoprzyszlosci.com.pl/index.php/mp/article/view/3687 (дата обращения: 15.05.2025).

8. Эзериня С. А. Публицистика и русская лексикография XIX века // Славянская историческая лексикология и лексикография. 2020. Вып. 3. С. 174-185. https://doi.org/10.30842/2658-3755202007.


Рецензия

Для цитирования:


Пронина Е.В., Романов Д.А. Диминутивы повести Л. Н. Толстого «Детство» в контексте языковой динамики: цифровой анализ авторских инноваций. Русский язык в школе. 2025;86(6):34-42. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-34-42

For citation:


Pronina E.V., Romanov D.A. Diminutives in L. N. Tolstoy’s story "Childhood" in the context of language dynamics: a digital analysis of the authorial innovations. Russian language at school. 2025;86(6):34-42. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-34-42

Просмотров: 37


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)