Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

О школьных прозвищах – в помощь учителю

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-

Аннотация

Статья посвящена современным школьным прозвищам (учащихся и учителей) как материалу для учебной, образовательной и воспитательной работы с детьми, значимому в процессе формирования их языковой личности. С применением описательного, функционального и лингвокультурологического подходов данные антропонимы рассмотрены как языковое, социальное и индивидуально-психологические явление. Сделаны выводы о том, что прозвища могут найти применение: 1) при изучении вопросов орфографии, орфоэпии, грамматики, лексики; 2) при формировании здорового микросоциума учащихся или при корректировке уже сложившегося коллектива; 3) при формировании мировоззрения молодых граждан России. Иными словами, перспективно использование прозвищ в процессе развития базовых компетенций учащихся: лингвистической, коммуникативной, (лингво)культуроведческой.

Об авторе

М. В. Боброва
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Канд. филол. наук, доцент, преподаватель колледжа профессиоанльного образования Пермского государственного национального исследовательского университета.

SPIN-код: 5931-0438



Список литературы

1. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 175–189.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.

3. Боброва М.В. Языковая игра в современных прозвищах жителей Пермского края // Уральский филологический вестник. – Екатеринбург, 2016. – Вып. 2. – С. 38–49 [Электронный ресурс]. – URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1175/5.pdf (дата обращения: 15.08.2018).

4. Вальтер Х., Мокиенко В.М. Большой словарь русских прозвищ. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.

5. Волкова Н.И. Современная антропонимия в лингвосоциокультурном пространстве республики Коми: учеб. пособие. – Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2007. – 134 с.

6. Картотека словаря современных прозвищ жителей Пермского края. Место хранения: лаборатория «Региональная лексикология и лексикография» при кафедре теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета. – Объем: ок. 5000 единиц. – Хронологический охват: 1990–2018 гг. – Сост.: М.В. Боброва.

7. Одинокая М.Н. Сатирическая лирика (прозвища и обзывания) в малой школьной группе // Традиционная культура и мир детства: материалы молодежной фольклорной научной конференции «XII Виноградовские чтения» (25–30 июня 2002 г., г. Нижний Новгород) / гл. ред. К.Е. Корепова. – Нижний Новгород, 2002. – С. 21–25.

8. Родина Н.А. Современные детские и молодежные прозвища: структурно-семантический и функционально-динамический аспекты: дис. ... канд. филол. наук. – Калининград, 2014. – 254 с.

9. Стаханова И.С. Прагматика школьных прозвищ: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2011. – 173 с.

10. Чичагов В.К. Из истории русских имен и фамилий (Вопросы русской исторической ономастики XV–XVII вв.). – М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1959. – 128 с.

11. Шкуричева Н.А. Прозвища и клички младших школьников // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 10–15.


Для цитирования:


Боброва М.В. О школьных прозвищах – в помощь учителю. Русский язык в школе. 2019;80(4). https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-

For citation:


Bobrova M. On the school nicknames – to help the teacher. Russian language at school. 2019;80(4). https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-

Просмотров: 12


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)