Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
№ 1 (2015)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-6 105
Аннотация
Представленный в статье материал включает задания и упражнения, которые обеспечивают формирование у школьников не только коммуникативной, лингвистической и культу-роведческой компетенций, но и эстетического восприятия языковых явлений в области фонетики.
6-10 42
Аннотация
Автор обосновывает необходимость развития у учащихся умения структурировать знания и описывает приемы и задания, способствующие формированию данного умения.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

14-17 103
Аннотация
В статье предлагаются задания, нацеленные на анализ текстов о языке и поиск содержащихся в них тезиса и аргументации, позволяющие развивать у пятиклассников умение формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

17-21 53
Аннотация
В статье предлагается система заданий в рамках исследовательского обучения школьников, направленных на овладение основами академической культуры и формирование коммуникативной компетентности учащихся.
21-25 62
Аннотация
В статье на основе компетентностного подхода показана практическая методика совершенствования правописания во взаимосвязи с развитием речи школьников, приведены материалы опросов и анкетирования учащихся. По нескольким программным темам орфографии и пунктуации подобраны тексты для свободных диктантов, дополненные вопросами и заданиями речевой и правописной направленности.

А Я ДЕЛАЮ ТАК.

28-30 52
Аннотация
Авторы предлагают ряд приемов, развивающих творческие способности учащихся и пробуждающих у них интерес к урокам русского языка.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

30-38 25
Аннотация
Подводя итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, авторы статьи отмечают трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе выполнения олимпиадных заданий, показывают пути решения сложных вопросов.

НАШИ УЧИТЕЛЯ

38-40 55
Аннотация
Авторы анализируют творческий путь известного методиста Лидии Александровны Тростенцовой.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

40-46 90
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы влияния книги В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» на содержание и методические особенности преподавания школьного курса морфологии русского языка, анализируются нерешенные вопросы интерпретации морфологических явлений в свете работы В.В. Виноградова и возможности включения некоторых аспектов их описания в практику преподавания русского языка в школе.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

46-55 77
Аннотация
Автор анализирует языковые средства создания фантастики в повести М.Ю. Лермонтова «Штосс». Важнейшими среди них являются фоновые семы слов и фразеологизмов, формирующих условно-реалистическую картину мира, и элементы романтико-фантастической картины мира, построенной по лексикоцентрическому принципу.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

55-60 33
Аннотация
На примере анализа рассказа А.П. Чехова «Ионыч» в статье показано, что с точки зрения лингвистики идея художественного произведения представляет собой разновидность его неявно выраженного (имплицитного) содержания. Идея произведения может быть определена путем анализа не только изображаемых в нем событий, но и того, каким образом автор описывает эти события.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

60-67 75
Аннотация
В работе уточнены причины недостаточности глагольной парадигмы, охарактеризованы стилистически значимые сферы использования проблемных в культурно-речевом отношении форм недостаточных глаголов, проанализированы подходы к их определению.
67-72 39
Аннотация
В статье описываются способы выражения приблизительности (аппроксимативности) в современном русском языке, выделяются ее лексические и синтаксические показатели.

ХРОНИКА

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

73-81 44
Аннотация
В статье рассматривается появление понятия «легитимность» в русском языке и группы однокоренных слов, прослеживается история развития понятия на протяжении почти двух веков, обозначается связь внелингвистических фактов с лингвистическими, отразившимися на судьбе слов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)