МЕТОДИКА И ОПЫТ
В статье выявляются трудности изучения интонации в школьном курсе русского языка; иллюстрируются некоторые способы изучения вопросительных предложений с опорой на аудирование в V–VI классах основной школы; перечисляются условия реализации методов и приемов изучения интонации с опорой на аудирование в школьной практике.
Статья посвящена методическому ресурсу дикторского текста как стимула для развития видов речевой деятельности учащихся и средства слуховой и мультимедийной наглядности. В статье предложены виды классных и домашних упражнений на основе дикторского текста, представлен урок подготовки текста для аудиоэкскурсии по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (VIII класс).
В статье обосновывается коммуникативный подход к изучению синтаксической синонимии. Рассматриваются экспрессивные возможности контактных синтаксических синонимов в художественном тексте, в разных условиях его регистровой организации. Делается вывод о закономерной связи этого вида повторов с субъектно-речевым планом персонажа.
В требованиях ФГОС основного общего образования, предъявляемых к результатам обучения русскому языку, говорится о необходимости формирования у учащихся навыков смыслового и эстетического анализа текста. В статье представлен конспект урока словесности в старших классах – опыт лингвистического анализа художественного текста (медленного, аналитического чтения).
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
В статье анализируются итоги заключительного этапа XXII Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, приводятся задания, которые выполнялись учащимися разных классов, выявляются трудности, возникшие у школьников в процессе ответов на вопросы олимпиады.
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Статья посвящена Филиппу Федоровичу Фортунатову, выдающемуся русскому ученому-лингвисту. Идеи Фортунатова определили дальнейшее развитие русской лингвистической мысли. Его трудами в России сформировалось новое поколение ученых, развивших теоретические положения учителя. Фортунатову принадлежит мысль о том, что школьный курс русского языка должен опираться на достижения современной лингвистики.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Авторы анализируют особенности языка и стиля произведения А.Н. Толстого, акцентируя внимание на способах создания образов персонажей в художественно-публицистическом тексте.
В статье рассматриваются синтаксические средства репрезентации темы любви в повести И.А. Бунина «Митина любовь» (синтаксический параллелизм, риторический вопрос, однородные члены предложения, обращения, система знаков препинания и т.д.).
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
В статье рассматривается история возникновения наречия необходимо (через стадию краткого прилагательного) и становление в нем модального значения; прослеживается путь от прилагательного необходимый, появившегося в XVII в. как индивидуально-речевой факт (в полемических текстах протопопа Аввакума), до калькированных из европейских языков (немецкий, французский) значений. Наречие вошло в группу других модальных слов (нужно, надо, следует и т.д.), служащих для выражения грамматического значения обязательности, интенсивно формируемого в сфере деловой и научной литературы в России в XVIII в.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ
В статье проанализированы нарушения точности русской речи в письменных работах студентов-билингвов. Проведена дифференциация ошибок, уточнены причины их возникновения.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
В статье дается характеристика особенностей послереформенного правописания, анализируются события, связанные с его унификацией, устанавливается роль Д.Н. Ушакова в этом процессе. Описывается деятельность орфографической комиссии Народного комиссариата просвещения РСФСР под руководством Д.Н. Ушакова, уточняются его подходы к нормализации правописания, определяется влияние школьного «Орографического словаря» Д.Н. Ушакова на орфографическую практику.
В МИРЕ СЛОВ
Статья посвящена истории слова прогресс в русском языке. Преимущественное внимание уделено особенностям употребления слова в русском языке XIX в., проводится многоаспектное лингвистическое описание, учитывающее сложность семантики слова прогресс, его парадигматические, синтагматические связи, функционирование в текстах различных жанров.
ХРОНИКА
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ISSN 2619-0966 (Online)