Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 4 (2017)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-7 56
Аннотация
В статье концепт «Родина» рассматривается на философских и художественных текстах в тесной связи с константой культуры «родная земля». К языковым свидетельствам особых отношений русских с родиной отнесены такие выражения, как: родная земля, мать сыра земля, наша страна, тоска по родине и др.
8-11 185
Аннотация
В статье рассматриваются методические приемы подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
12-16 85
Аннотация
В статье рассматривается модель обучения школьников профильного гуманитарного класса созданию художественно-публицистических жанров интернет-журналистики как способ формирования коммуникативной компетенции.

УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ

17-22 76
Аннотация
Осмысление языка как феномена культуры дает возможность изучать слово как носитель национально-культурной информации, источник знаний о материальных и духовных ценностях народа. В статье представлены материалы к урокам словесности в VIII-IX классах, нацеленным на изучение слова сердце с позиции лингвокультурологии.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ.

22-25 23
Аннотация
В статье анализируются содержание и форма подачи типовых тестовых заданий в пособиях по русскому языку для учащихся VIII, X и XI классов. Даны рекомендации, направленные на улучшение качества пособий.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

25-30 50
Аннотация
Большая часть упражнений - это комплексная работа с текстами, которая направлена на глубокое постижение их содержания, языковых особенностей, на подготовку к итоговой аттестации.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

30-33 51
Аннотация
Основная обучающая цель данного урока заключается в знакомстве учащихся с междометием как частью речи и активном обучении целесообразному использованию междометий в речи. Обращение к художественному тексту иллюстрирует эстетическую функцию междометий, связь с народной поэзией, с разговорной традицией. Важен и такой прием работы со словарями, как составление лексикографического портрета слова.
33-37 26
Аннотация
В основе урока лежит работа с афоризмами и басней Л.Н. Толстого. Использованы приемы составления лексикографического портрета слова, элементы лингвокультурологической характеристики текста, концептного анализа текста, необходимые для подготовки к написанию итогового сочинения-рассуждения на литературном материале.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

38-45 27
Аннотация
Статья посвящена жанровым, композиционным, стилистическим и языковым чертам романа А.И. Герцена «Кто виноват?». Предметом специального рассмотрения становятся языковые приемы создания авторской иронии; выделяются лингвистические новации писателя и применяемые им средства стилизации, определяется его вклад в развитие русского литературного языка.
45-51 57
Аннотация
Статья посвящена одному из частных аспектов проблемы повествования в романе «Два капитана». Автор указывает на условность разделения «своей» и «чужой» речи в перволичном повествовании, рассматривает принципы и формы включения интертекстуальных ссылок в дискурс повествователя, отмечает нарушение семантики перволичного типа повествования.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

51-55 59
Аннотация
В статье рассматриваются характерные для старославянского, древнерусского и церковнославянского языков обороты с двойными падежами - двойным именительным, двойным винительным и двойным дательным, генетически являющиеся кальками древнегреческих конструкций. На древнеславянских примерах при сравнении с современными русскими соответствиями для каждого оборота с двойными падежами устанавливается тип синтаксической связи.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

55-60 49
Аннотация
В статье рассматривается нравственно-исторический смысл первоэлементов славянской письменной культуры. Автор реконструирует его из оригинального напутственного слова Первоучителя славян Кирилла, составленного им из буквенных имен старшей глаголицы. Аргументируется актуальность потенциала азбуки Кирилла в новое время.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

60-65 46
Аннотация
Статья представляет собой краткий очерк достижений проф. В.А. Богородицкого (1857-1941), рассмотренных в контексте истории языкознания. Утверждается, что вклад ученого в отечественную и мировую науку недооценен и по сей день.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ХРОНИКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)