Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 3 (2016)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-7 58
Аннотация
В статье с опорой на примеры конкретных уроков дается общая характеристика технологии проблемного диалога и обсуждаются ее результаты с позиций ФГОС основного общего образования.
7-9 35
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы оценки и контроля достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов средствами предмета «Русский язык».

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

9-13 53
Аннотация
В статье рассмотрены виды стилистической окраски аффиксов, наиболее заметные ее источники, а также механизмы и основные тактики экспрессивного словотворчества.
13-19 31
Аннотация
Редкие слова в произведениях О. Мандельштама рассматриваются на основе данных «Словаря языка русской поэзии XX века». Анализируются лексемы единичного употребления - устаревшие, специальные, стилистически окрашенные и др.

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

19-24 58
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты практического использования данных детской речи. Обосновывается их значимость для разработки методики развития и коррекции речи детей, осваивающих русский язык как родной и как неродной (второй), а также для определения ориентиров для построения речевой диагностики.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

24-27 27
Аннотация
В статье поднимается вопрос обучения школьников старших классов чтению сложных нехудожественных текстов, предлагается методика использования таблиц при работе с классификацией в тексте. Выделение классификационных признаков и их структурное рассмотрение позволяют в итоге получить надежный инструмент для написания краткого текста аналитического характера.
27-31 37
Аннотация
Предлагаем одну из возможных моделей обучения школьников жанрам справочного аппарата книги (предисловию и послесловию) на уроках риторики и развития речи.
31-35 28
Аннотация
Автор предлагает приемы реализации учебного проекта «Жанры фиксации и сохранения информации», призванного расширить и углубить знание учащихся о научном стиле речи и обучить их созданию вторичных текстов в рамках данного стиля.
35-39 38
Аннотация
Авторы предлагают разработку урока - лабораторного занятия, посвященного осмыслению грамматической природы и стилистической функции обращений. В статье приведены материалы практических заданий и самостоятельной работы по теме. Несомненный интерес представляет использование в качестве языкового материала самобытной поэзии писателя-символиста Андрея Белого.

А Я ДЕЛАЮ ТАК.

39-40 136
Аннотация
Автор предлагает вариант работы школьников с деформированным текстом (восстановление логики рассуждения, пропущенных букв и знаков препинания, анализ темы, идеи и использованных языковых средств).

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

40-44 37
Аннотация
Предлагаемая тестовая работа позволяет проверить умения учащихся разграничивать омонимичные суффиксы и окончания, морфемы в составе идентичных фрагментов разных слов, случаи перехода слов и предложений из одного грамматического разряда в другой, определять частеречную принадлежность грамматических омонимов, правописание омонимичных слов и сочетаний. Материалы можно использовать для проведения общешкольного тура олимпиады по русскому языку.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

44-50 33
Аннотация
В статье общие положения поэтики Н. Гумилева рассматриваются в соположении с его поэтической практикой и на фоне полемики Н. Гумилева и А. Блока. Обсуждаются иерархия поэтических тем и выразительных средств, соотношение творчества и ремесла, способы поэтического воплощения «зримого» и «незримого» (внутреннего) мира, представления о субъективности и объективности в лирике.
50-55 54
Аннотация
Автор статьи рассматривает сигналы интертекста в стихотворениях А. Ахматовой, выделяя среди них не только лексические совпадения, но также ритмические и интонационные переклички с текстом-донором. Правомерность интерпретации таких перекличек как литературных цитат обусловлена семантической мотивированностью интонационно-ритмических заимствований.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

55-61 23
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению роли понятия морфемы в становлении натурализма в лингвистике XIX в. Понятия и методы биологии - передовой науки XIX в. - стали применяться и в науке о языке. Основой строения языка, отдельной клеткой языкового организма стала морфема. Именно морфемное строение слова было положено в основу типологических классификаций и методик доказательства языкового родства.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

61-66 51
Аннотация
В статье рассматривается своеобразие семантики предостережения; показано семантическое многообразие высказываний, имеющих грамматические признаки предостерегательных конструкций, особенности их употребления в различных сферах коммуникации.
66-68 54
Аннотация
В статье рассматриваются семантические отношения внутри категории «степени сравнения имен прилагательных», уточняются некоторые их характеристики.

НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ НАШИ УЧЕНЫЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ХРОНИКА



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)