Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
№ 9 (2015)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-8 62
Аннотация
В статье обосновывается закономерность и необходимость введения в научный оборот понятия «обогащение культурного фонда». Сопоставляются понятия «обогащение культурного фонда» и «культуроведческая компетенция». Предлагаются пути решения поставленной проблемы в УМК «Русский язык» под ред. Г.Г. Граник. Материалы статьи будут полезны преподавателям, которые работают в полиэтнических классах.

ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ КЛАСС

8-10 42
Аннотация
В статье представлена программа интегрированного элективного курса для иностранных студентов «Развитие русской речи на основе исторической живописи», а также различные типы упражнений по развитию видов речевой деятельности. Эта программа может быть использована и в процессе обучения школьников-инофонов.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

10-14 49
Аннотация
Предлагаемый дидактический материал будет полезен при изучении пунктуации в простом и сложном предложении, в предложениях с прямой речью.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

14-18 54
Аннотация
В статье рассматривается сущность грамматических значений и функции, выполняемые ими в языке. По мнению автора, знания об этом позволят школьникам, в том числе учащимся полиэтнических классов, лучше представить себе, как устроен русский язык и какие качества обусловливают его своеобразие и богатство.
18-22 31
Аннотация
Формирование культурно-языковой компетенции призвано помочь обучающимся приобрести способность к выработке определенных когнитивных эталонов, которые позволят школьникам, в том числе в полиэтнических классах, эффективно пользоваться различными коммуникативными стратегиями. Этого можно добиться при определенной организации процесса обучения, методика которого описана в данной статье.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

22-27 59
Аннотация
Автор предлагает конкретные проекты, в процессе реализации которых формируется исследовательский навык, вырабатываются механизмы самостоятельной и совместной деятельности учащихся, накапливается опыт грамотного использования информационнокоммуникационных ресурсов. В связи с выраженной коммуникативной направленностью предлагаемой методики и объективной сложностью употребления числительных в речи, приемы, описанные в статье, можно использовать для развития речи детей-инофонов и их социализации в процессе проектной работы.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

27-31 35
Аннотация
Конспект урока предлагает поэтапную схему работы с пятиклассниками над лингвистическим анализом текста.
31-33 74
Аннотация
Урок, представленный в статье, ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков школьников по употреблению лексики, развитие орфографической зоркости. Материалы могут быть использованы на занятиях с детьми-инофонами.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

33-38 50
Аннотация
Автор анализирует систему заданий конкурса знатоков русского языка для учащихся V-VI классов, рассматривает типичные ошибки, их причины и пути устранения. Задания также могут быть использованы при работе с учащимися полиэтнических классов.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

38-43 106
Аннотация
В статье представлен лингвопоэтический анализ рассказа И.А. Бунина «Новая дорога» (1901 г.). Предметом специального рассмотрения становятся авторские приемы описания движения. Автор статьи детально прослеживает, как векторное, плоскостное и философское движение передаются читателю средствами оригинальной языковой техники И.А. Бунина.
43-47 69
Аннотация
Анализируя языковые особенности стихотворения К. Симонова, автор статьи выходит на идейный уровень текста, раскрывает позицию лирического героя и поэта в оценке читателя.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

47-52 47
Аннотация
Статья посвящена исследованию содержания фундаментальных лингвистических категорий «внутренняя форма языка», «внутренняя форма слова». Автор рассматривает основополагающую позицию В. фон Гумбольдта, анализирует ее влияние на становление концепции значения слова А.А. Потебни, акцентирует положения классиков, наиболее актуальные для современной лингвистики.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

52-57 35
Аннотация
В статье описывается аналитическая синтаксическая конструкция «частица того (и) гляди + глагол совершенного вида в форме будущего простого времени» со значением непосредственной и близкой возможности осуществления нежелательного действия. Рассматриваются структурно-семантические признаки конструкции, особенности употребления глаголов в ее составе, позиция в структуре предложений разных видов. Кроме того, обращается внимание на аналитический характер самой частицы того (и) гляди.
57-64 60
Аннотация
В статье рассматриваются возможности применения антономазии в современных масс-медиа с целью привлечения внимания читателя и оценочной функции, анализируются типы и модели топонимической, антропонимической, артефактной антономазии.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

65-68 34
Аннотация
В статье анализируются названия выпечки, распространенные среди жителей Рязанского края. Функционирование этих лексических единиц свидетельствует о сохранении отдельных фрагментов традиционной обрядности.

В МИРЕ СЛОВ

68-71 49
Аннотация
В статье рассматривается история иранизма сарафан в русском языке, подчеркивается символическое для русской традиционной культуры значение сарафана как предмета одежды, так и собственно слова, его обозначавшего.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ХРОНИКА



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)