Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Концепты «Семья» и «Брак» в картине мира детей разного возраста

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-26-36

Аннотация

Цель исследования – проанализировать структуру и содержание концептов «Брак» и «Семья» в картине мира детей, подростков, юношей и девушек в возрасте от 3 до 18 лет. Исследование выполнено в русле когнитивной лингвистики, соответствует современному контексту онтолингвистики и поясняет, что стоит за лексемами, отражающими понятия/концепты, в сознании носителей языка. Основной метод исследования – цепочечный ассоциативный эксперимент. Испытуемым, объединенным в 3 возрастные группы (3–7, 10–13 и 15–18 лет), предлагалось дать по 5 ассоциаций к лексемам-стимулам семья и брак. Сложная структура-фрейм концептов «Брак» и «Семья» делится на тематические разделы-слоты. Концепт «Семья» претерпевает изменения на протяжении периода взросления. Для детей дошкольного возраста семья – ее члены (самые частотные реакции – мама и папа). Дети 5–7 лет называют термины родства, 3-летние малыши реагируют именами братьев и сестер. У детей 10–13 лет концепт получает более абстрактное наполнение: частотными становятся реакции любовь, помощь, поддержка. Для респондентов старшей возрастной группы реакции слота «эмоции и ценности» превалируют над остальными, в их картине мира семья рисуется как идеальная модель, где царят любовь, доверие, понимание. Концепт «Брак» в картине мира дошкольников практически не представлен. В группе респондентов 10–13 и 15–18 лет все слоты, выделенные в структуре концепта «Семья», дублируются в концепте «Брак». В старшей группе опрошенных количество реакций, связанных с эмоциями и ценностями, преобладает; чаще, чем в ассоциациях к стимулу семья, встречаются такие, которые обозначают эмоции/ценности периода влюбленности, идеализации. В структуре концепта «Брак» есть новые слоты: «финансы и бюджет», «церемония бракосочетания и ее участники», «юридический, правовой». Для школьников 10–13 лет брак тесно ассоциируется с началом совместной жизни, праздником (самая частотная реакция – свадьба), для юношей и девушек этот аспект брака менее важен.

Об авторах

М. А. Еливанова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Россия

Мария Анатольевна Еливанова, кандидат филологических наук, доцент 

г. Санкт-Петербург 



В. А. Семушина
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Россия

Валерия Анатольевна Семушина, кандидат филологических наук, доцент 

г. Санкт-Петербург 



Список литературы

1. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. 104 с.

2. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. Проект «Ассоциативный словарь школьников: стабильность и динамика» // Вопросы психолингвистики. 2017. № 4(34). С. 174–187.

3. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Ассоциативно-вербальная сеть как динамическая модель языкового сознания: экспериментальные данные // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2020. Вып. 18. С. 27–47. https://doi.org/ 10.26170/pla20-01-04.

4. Еливанова М. А., Семушина В. А. Особенности наполнения концептов ‘семья’ и ‘брак’ в картине мира представителей четырех поколений русскоязычного общества // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 166(5). С. 80–94. https:// doi.org/10.26907/2541-7738.2024.5.80-94.

5. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблемам концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. статей / науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. С. 36–44.

6. Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 279 с. 7. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. 335 с.

7. Пищальникова В. А. Исследование вербальных ассоциативных отношений в современной психолингвистике // Фердинанд де Соссюр и современное гуманитарное знание: сб. статей. Серия: Теория и история языкознания. М.: Ин-т научной информации по общественным наукам РАН, 2008. С. 159–170.

8. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.

9. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др.; отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. 215 c. [Роль человеческого фактора в языке… 1988].

10. Рудакова А. В. Теоретические и прикладные проблемы психолингвистической лексикографии // Вопросы психолингвистики. 2022. № 2(52). С. 73–89. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2022-52-2-73-89.

11. Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Изд-во Саратовского национального исследовательского ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2015. 248 с.

12. Сдобнова А. П. Ядро внутреннего идиолексикона: устойчивость и возрастная динамика // Проблемы филологического образования: сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Вып. 10. Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 180–185.

13. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 432 с.

14. Стернин И. А., Рудакова А. В. Индексы яркости и групповая дифференциация семантики слова // Психолингвистика и лексикография: сб. научных трудов. Вып. 2. Воронеж: Истоки, 2015. С. 96–100.

15. Стернин И. А., Рудакова А. В. Психолингвистическое значение слова и его описание. Теоретические проблемы. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH Co.KG, 2011. 192 с.

16. Clark H. H., Marshall C. R. Definite reference and mutual knowledge // Elements of Discourse Understanding / Ed. by A. K. Joshi, B. L. Webber, I. A. Sag. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981. P. 10–63.

17. Evans V. How words mean: lexical concepts, cognitive models, and meaning construction. Oxford: Oxford University Press, 2009. 320 p. https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780199234660.001.0001.


Рецензия

Для цитирования:


Еливанова М.А., Семушина В.А. Концепты «Семья» и «Брак» в картине мира детей разного возраста. Русский язык в школе. 2025;86(4):26-36. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-26-36

For citation:


Selivanova M.A., Semushina V.A. The concepts of "Family" and "Marriage" in the world picture of children of different ages. Russian language at school. 2025;86(4):26-36. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-26-36

Просмотров: 76


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)