Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Возможности лингвистических словарей в создании вторичных учебных текстов по лексике

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-

Аннотация

В настоящей статье предпринята попытка показать учебные возможности лексикографических источников при освоении лексикологии и при обучении русскому языку в целом. В качестве основополагающих методов использованы метод контролируемого отбора, позволяющий рассмотреть конкретные словарные статьи, метод контекстуального анализа, раскрывающий особенности функционирования языковых элементов в контексте, метод интертекстуального анализа, способствующий выявлению признаков текста-источника по отношению к вторичной текстовой структуре, метод синхронного и диахронного анализа, направленный на изучение единиц с исторической и современной точек зрения в конкретный период развития языка. Предложены авторские задания различных типов для углубленной подготовки учащихся по лексикологии, в том числе такие, которые возможно использовать в качестве  олимпиадных в лингвистических соревнованиях по русскому языку разного уровня. Первоосновой для создания вторичных учебных текстов является материал лингвистических словарей, значимый в познавательном отношении при изучении лексикологии.

Об авторе

С. Г. Буданова
ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет"
Россия
Кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка Кубанского государственного университета


Список литературы

1. Агранович Н.Б. Вторичные тексты в коммуникативно-когнитивном аспекте: автореф. дис. … канд. филол. наук. М. – 2006. – 23 с.

2. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. – 1987. – 130 с.

3. Батракова И.В. Работа с толковым словарем на уроках русского языка как способ обогащения словарного запаса детей-инофонов. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 1 (2). – С. 132–135.

4. Богатырева О.П. Функциональная типология учебного языкового текста-объекта в составе текстового комплекса презентации // Мир лингвистики и коммуникации / гл. ред. А.А. Романов. – 2007. – Т.1, – № 8. – С. 43–55

5. Гуркова И.В. Словари в процессе обучении русскому языку в начальной школе // Сибирский учитель. – 2016. – № 6 (103). – С. 97–101.

6. Ионова С.В. Аппроксимация содержания вторичных текстов. – 2006. – 380 с.

7. Кругликова Л.Е. Использование «Большого академического словаря русского языка» при обучении в школе // Русский язык в школе. – 2012. – № 5. – С. 21–24.

8. Лазуркин А.А. Лингвистическое и методологическое наследие в использовании словарей на уроках русского языка // Поливановские чтения. – 2016. – № 11. – С. 151–156.

9. Трубникова Ю.В. Лексико-деривационная концепция текста (на материале современного русского языка): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Барнаул. – 2012. – 39 с.

10. Яхиббаева Л. М. Вторичность как онтологическая характеристика учебного текста и дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа. – 2009. – 26 с.


Для цитирования:


Буданова С.Г. Возможности лингвистических словарей в создании вторичных учебных текстов по лексике. Русский язык в школе. 2019;80(4). https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-

For citation:


. . Russian language at school. 2019;80(4). https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-

Просмотров: 3


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)