Формирование региональной идентичности: лингводидактический аспект
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-18-25
Аннотация
Значимость формирования региональной идентичности как ключевого фактора социально-экономического и культурного развития областей и краев России обусловлена экономическими процессами. В связи с этим особенно актуальным представляется формирование регионального самосознания у подрастающего поколения в периферийных районах. Цель представленной статьи – рассмотреть методический потенциал краеведческого материала в формировании когнитивного, ценностного, эмоционального, деятельностного компонентов региональной идентичности. В статье используются результаты сопоставительного анализа теоретических и методических исследований по проблеме формирования региональной идентичности молодого поколения. В основу разработки конспекта урока-путешествия положен метод моделирования. Апробированный в учебном процессе урок, включающий авторские задания, способствует формированию прежде всего когнитивного компонента региональной идентичности за счет обогащения «знаниевого» поля школьника о природе края, его культуре, национальной самобытности. Кроме того, в ходе беседы у школьников проявляется осознание себя как жителей Красноярского края. Неосознанно подростки включают в собственную систему ценностей положительный образ региона как значимой территории. Формирование региональной идентичности у школьников периферийных территорий представляет собой стратегическую задачу современного образования. Реализация комплексного подхода, сочетающего образовательные, культурные и социальные практики, позволит создать условия для устойчивого развития регионов и сохранения культурного многообразия России.
Об авторах
М. В. ВеккессерРоссия
Мария Викторовна Веккессер, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии и языковой коммуникации
г. Лесосибирск
О. Н. Зырянова
Россия
Ольга Николаевна Зырянова, кандидат филологических наук, доцент
г. Лесосибирск
Л. С. Шмульская
Россия
Лариса Степановна Шмульская, кандидат филологических наук, доцент
г. Лесосибирск
Список литературы
1. Верховых Л. Н. Лингвокраеведческая работа на уроках русского языка и русского родного языка как способ активизации познавательной деятельности обучающихся // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 4. С. 21—30. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-21-30.
2. Еремина Е. В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. С. 276—288.
3. Короткова М. В. «Новое» историческое краеведение в современной школе: проблемы содержания и формы работы // Преподавание истории в школе. 2021. № 7. С. 6—11.
4. Крылов М. П. Региональная идентичность в Европейской России. М.: Новый хронограф, 2010. 235 с.
5. Лазарев Ю. В. Региональный компонент на уроках литературы в старших классах: творчество А. С. Новикова-Прибоя // Русская филология и национальная культура. 2023. № 4(9). С. 53-67. http://doi.org/10.37724/q6804-3103-43-86-j.
6. Назукина М. В. Граница в дискурсе идентичности региональных сообществ России // Вестник Пермского университета. Политология. 2007. № 1. С. 11-17.
7. Попова С. И., Соловьева Е. Е. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20-34. http://doi.org/10.15382/sturIV202058.20-34.
8. Рождественская Р. Л. Развитие этнокультурной идентификации личности ребенка средствами лингвокраеведения в процессе изучения русского языка // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2, № 1. С. 51-56. http://doi.org/10.18413/2313-8971-2016-2-1-51-56.
9. Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации / А. А. Анисимова, О. Г. Ечевская. Новосибирск: НГУ, 2012. 174 с. [Анисимова, Ечевская 2012].
Рецензия
Для цитирования:
Веккессер М.В., Зырянова О.Н., Шмульская Л.С. Формирование региональной идентичности: лингводидактический аспект. Русский язык в школе. 2025;86(6):18-25. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-18-25
For citation:
Vekkesser M.V., Zyryanova O.N., Shmulskaya L.S. Regional identity formation: the linguo-didactic aspect. Russian language at school. 2025;86(6):18-25. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-18-25































