Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Повышение уровня понимания лирики А. С. Пушкина в ходе проверочно-обучающей деятельности с использованием учебного гипертекста

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-26-37

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме методического оснащения урока русского языка, построенного в русле лингвоконцептоцентрического подхода. Автор ставит цель – обосновать целесообразность и способ применения метода гипертекстового путешествия в практике языкового образования старшеклассников. Понимая под гипертекстом нелинейный текст с гиперссылками, автор указывает на его дидактическое назначение – создать условия для получения обучающимися дополнительной информации, аудиовизуальных материалов, способствующие пониманию лингвоконцепта(ов) исходного текста. Анализ научно-методического и филологического опыта, текстов разных жанров, творческих работ учащихся, проведение эмпирического исследования позволили разработать модель гипертекстового путешествия: лингвоконцепт – основной (исходный) текст – справочные материалы, характеризующие смысловые поля слова-понятия (комментарии, словарные статьи) – афоризмы, пословицы – концептуально (тематически, идейно, аксиологически) близкие тексты – произведения аудиовизуальных видов искусств – собственный текст (концептоцентрическое эссе). В работе описывается дидактический материал – гипертекст, основу которого составляют фрагменты художественных (прозаических и стихотворных) и нехудожественных текстов, объединенных идейно, аксиологически и тематически (концептуально), характеризующихся лингвистической ценностью и философичностью, которые подвергаются интерпретационному, филологическому, концептуальному анализу. Уделено внимание технике составления гипертекста. Определена этапность в реализации метода гипертекстового путешествия на уроке: от представления концепта до написания концептоцентрического эссе. Апробация, проведенная на примере гипертекстового путешествия «Искусство», показала, что данный метод заметно обогащает смысловую базу школьников, помогает им структурировать систему знаний об искусстве, дает материал для собственных творческих работ, учит использовать прочитанное в качестве аргумента в тексте-рассуждении, способствует развитию речи и, как следствие, обогащению концептосферы школьников.

Об авторе

К. В. Миронова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Ксения Вадимовна Миронова, кандидат психологических наук, научный сотрудник

г. Москва



Список литературы

1. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 212 с.

2. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1993. Т. 52, № 1. С. 147–165.

3. Лошаков А. Г. Сверхтекст: проблема целостности, принципы моделирования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 66. С. 100–109.

4. Мишатина Н. Л. Концептоцентрическое эссе: обретение системы личностных смыслов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011. № 13. С. 350–354.

5. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (К двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 4. С. 7–15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15.

6. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. 304 с. http://doi.org/10.25807/9785947774436 [Мишатина 2022а].

7. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: перезагрузка в эпоху метамодернизма // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 4. С. 7–16. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-7-16 [Мишатина 2022б].

8. Новикова Т. Ф. На пути к метапредмету: интегрированные «Уроки одного слова» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России // Материалы VI конгресса РОПРЯЛ (Уфа, 11–14 октября 2018). СПб.: РОПРЯЛ, 2018. № 5. С. 1106–1110.

9. Попова З.Д., Стернин И. А. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж: Воронежский МИОН, 2002. 151 с.


Рецензия

Для цитирования:


Миронова К.В. Повышение уровня понимания лирики А. С. Пушкина в ходе проверочно-обучающей деятельности с использованием учебного гипертекста. Русский язык в школе. 2024;85(3):26-37. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-26-37

For citation:


Mironova K.V. Enhancing understanding of A. S. Pushkin’s lyrics during testing and teaching activities using educational hypertext. Russian language at school. 2024;85(3):26-37. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-26-37

Просмотров: 239


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)