

Новые способы организации образовательного пространства урока: цифровой краеведческий сторителлинг
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-17-25
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема трансформации форм и способов обучения в контексте основных трендов филологического образования на основе использования цифровых инструментов. Цель статьи – показать, как организуется современное образовательное пространство урока с помощью технологии цифрового сторителлинга, положенного в основу разработки инновационного филологического проекта, актуализирующего в преддверии юбилея А. С. Пушкина сведения о биографии великого поэта, содержании и языке его произведений с акцентом на имени Пушкина в реалиях города Калуги и Калужской области. Методами исследования являются анализ основных форм и технологий обучения при постановке проблемы, моделирование урока на основе проектной деятельности, систематизация и обобщение. В качестве основного результата предлагается методическое описание проекта «Похищенная невеста», включающее его основные этапы: разработку сюжета истории; составление заданий в ходе прохождения квеста; определение формата взаимодействия школьников с учителем и обучающей средой; выбор мультимедийных средств и цифровых ресурсов, с помощью которых история визуализируется. Благодаря использованию разных видов модальности (визуальной, аудиальной, кинестетической), интерактивности, наличию интересного сюжета и знакомых персонажей разработанный проект позволяет не только повысить мотивацию школьников к изучению русского языка, литературы, истории, информационных технологий, но и пробудить интерес к изучению родного края, развить внимание к объектам в городском пространстве, а через них еще раз обратиться к личности и творчеству великого русского поэта. Таким образом, цифровой краеведческий сторителлинг представляет новый способ организации образовательного пространства урока, соответствующий современным требованиям к формированию проектного мышления и проектных компетенций обучающихся.
Об авторах
Н. А. ИсаеваРоссия
Нина Александровна Исаева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка как иностранного
г. Калуга
А. В. Овчинникова
Россия
Алина Владимировна Овчинникова, cтудент бакалавриата V курса
г. Калуга
А. С. Тимашова
Россия
Александра Сергеевна Тимашова, cтудент бакалавриата V курса
г. Калуга
Список литературы
1. Азевич А. И., Рудакова Д. Т. Технологии цифрового сторителлинга в обучении школьников: учебно¬методическое пособие. М.: МГПУ, 2021, 104 с.
2. Грушевская В. Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 38–44. https://doi.org/10.26170/po17-06-05.
3. Исаева Н. А., Куприянова Ю. В. Возможности сторителлинга на уроках русского языка как иностранного // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХIII Кирилло¬Мефодиевские чтения. Материалы Международной научно¬практической конференции. М., 2022. С. 501–505.
4. Маняйкина Н.В., Надточева Е. С.Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С. 60–64.
5. Назарова О. С. Цифровой сторителлинг как современная образовательная техника // Гуманитарная информатика. 2018. № 15. С. 15–28. https://doi.org/10.17223/23046082/15/2.
6. Токтарова В. И., Семенова Д. А. Цифровой образовательный сторителлинг: возможности и перспективы // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 57–67. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.158.1.005.
7. Robin R. Bernard. The Educational Uses of Digital Storytelling // Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference / ed. by C. Crawford, R. Carlsen, K. McFerrin et al. AACE. 2006. P. 709–716 [Электронный ресурс]. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/22129/ (дата обращения: 20.03.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Исаева Н.А., Овчинникова А.В., Тимашова А.С. Новые способы организации образовательного пространства урока: цифровой краеведческий сторителлинг. Русский язык в школе. 2024;85(3):17-25. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-17-25
For citation:
Isaeva N.A., Ovchinnikova A.V., Timashova A.S. New ways to organize the educational space of a lesson: digital local history storytelling. Russian language at school. 2024;85(3):17-25. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-17-25