Словарный урок как основа формирования культуры пользования словарями в процессе обучения русскому языку
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-7-14
Аннотация
В статье обоснована актуальность проблемы формирования культуры пользования словарями как важной составляющей информационной культуры и в целом культуры человека, дано определение понятию «культура пользования словарями». Описан словарный урок как инновационный тип урока русского языка, отличающийся определенной целевой направленностью и особым содержанием, связанным с личностным, метапредметным и предметным уровнями достигаемых при обучении результатов. Роль такого урока состоит в развитии языковой личности обучающегося, обеспечении его познавательной активности, овладении им языковыми нормами и регулятивными навыками. Показан методический инструментарий словарного урока словарные упражнения. Типология словарных упражнений проиллюстрирована информационно-ориентировочными, деятельностно-семантическими и деятельностно-текстовыми словарными заданиями.
Об авторе
О. Н. ЛевушкинаРоссия
Ольга Николаевна Левушкина, доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания русского языка, Институт филологии
г. Москва
Список литературы
1. Баринова Е. А. Методика русского языка: учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. 368 с.
2. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус: учеб. пособие для студентов. М.: Флинта: Наука, 2009. 381 с.
3. Дейкина А. Д. Труды В. И. Даля как средство духовно-нравственного воспитания в процессе обучения русскому языку // Отечественная лексикография – школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф., 16 нояб. 2001 г. / сост.: Т. М. Пахнова, В. Д. Янченко; под ред. А. Д. Дейкиной. М.; Ярославль: Ремдер, 2002. С. 12–14.
4. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н., Нефедова Н. А. Дополнительные материалы к методическим рекомендациям по проведению Словарных уроков в рамках государственного праздника «День словаря». М., 2016. 205 с. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80adfe4alise3isb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/10/MR_2.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
5. Левушкина О. Н. Работа со словарями как когнитивная стратегия современного образования // Мир русского слова. 2017. № 2. С. 99–105.
6. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская и др.; под ред. М. Т. Баранова. М.: ИЦ «Академия», 2001. 368 с.
7. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М.: Учпедгиз, 1958. 528 с.
Рецензия
Для цитирования:
Левушкина О.Н. Словарный урок как основа формирования культуры пользования словарями в процессе обучения русскому языку. Русский язык в школе. 2021;82(5):7-14. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-7-14
For citation:
Levushkina O.N. A vocabulary lesson as a basis for dictionary culture formation in the process of teaching the Russian language. Russian language at school. 2021;82(5):7-14. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-7-14