Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

О работе с материалами словарей при изучении концептов на уроках русского языка

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-3-26-33

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – раскрыть роль работы с материалами словарей в создании концептуальной модели, с помощью которой выделяются базовые элементы концепта и выявляются устойчивые связи между ними. В статье, представляющей собой описание обучающего эксперимента, охарактеризована работа школьников с концептом, в содержание которой входят материалы словарей различных типов (лингвистических, мифологического, словаря концептов). Большая часть статьи посвящена работе обучающихся с дидактическим материалом, созданным учителем на основе контента словарей. Сконструированная в итоге многоплановой деятельности концептуальная модель состоит из двух основных компонентов: 1) поэтическое восприятие дома; 2) бытовое восприятие дома. Каждый из компонентов конкретизируется целой группой смыслов.

Об авторе

М. И. Шутан
Нижегородский институт развития образования
Россия

Мстислав Исаакович Шутан, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой историко-филологических дисциплин 

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Буданова С. Г., Рябинина А. Г. Учебные задания по лексике как особый вид вторичных текстов: создание и решение с привлечением лингвистических словарей // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 4. С. 7–15. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-4-7-15.

2. Воркачёв С. Г. К апологии российской антропологической лингвистики // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб.: ООО «Книжный дом», 2017. С. 18–27.

3. Карасик В. И. Подходы к пониманию лингвокультурных концептов // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб.: ООО «Книжный дом», 2017. С. 27–39.

4. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики ММI века: к двадцатилетию научного направления // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 4. С. 7–15. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15.

5. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2004. 989 с.

6. Шутан М. И. О комплексном подходе к изучению концепта в школе // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб.: ООО «Книжный дом», 2017. С. 122– 135.


Для цитирования:


Шутан М.И. О работе с материалами словарей при изучении концептов на уроках русского языка. Русский язык в школе. 2021;82(3):26-33. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-3-26-33

For citation:


Shutan M.I. On the use of dictionary materials when studying concepts at Russian language lessons. Russian language at school. 2021;82(3):26-33. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-3-26-33

Просмотров: 131


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)