Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Изучение курса «Мышление и письмо» в педагогическом вузе: концепция и формы работы

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-94-103

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена концептуальным положениям и содержательно-методическим идеям курса «Мышление и письмо», введенного в образовательные программы всех направлений подготовки студентов первого курса МГПУ. Дисциплина, содержательно находящаяся на стыке таких предметов, как современный русский язык, культура речи, философия, логика, риторика, методология, психология, культурология, определила проблему отбора материала и его нетрадиционного комбинирования, а также выявления эффективных форм практической работы студентов. Основываясь на методах анализа, сопоставления, эксперимента, мы выделили два основания курса – позиционирование в рамках схемы мыследеятельности и рефлексию. Пять блоков тем отрабатываются на интерактивных семинарах, где студент может занять позицию автора Мастерской, и с помощью системы вариативных исследовательско-аналитических и творческих заданий разных компетентностных зон, траекторию выполнения которых обучающиеся определяют самостоятельно. Курс был апробирован и в рефлексивных отзывах студентов подтвердил свою значимость. Уход от традиционных лекций в сторону разнообразных интерактивных форм работы со студентами, в процессе которых они включаются в коллективный интеллектуальный поиск, дает широкие возможности для развития мышления, для саморазвития через чтение, письмо, высказывание, что соответствует общемировой образовательной модели свободных искусств и наук, внедряемой в настоящее время в российское образование.

Об авторе

И. Д. Михайлова
Московский городской педагогический университет
Россия

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики преподавания филологических дисциплин, Институт гуманитарных наук

2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1, г. Москва, 129226, Россия



Список литературы

1. Губайловский В. Искусственный интеллект и мозг человека. – М., 2019.

2. Левинтов А. Е. О понимании и понятиях: сб. статей разных лет // Семь искусств: Наука. Культура. Словесность. – 2017. – № 7(88) [Электронный ресурс]. – URL: http://7i.7iskusstv.com/2017-nomer7-levintov/ (дата обращения: 03.03.2020).

3. Левинтов А. Е. Мысли и мыследействия / под ред. И. Злотникова. – М., 2019.

4. Мастерская организационно-деятельностных технологий: опыт формирования в Московском городском университете: коллективная монография / под общ. ред. А. М. Левинтова, И. В. Злотникова, В. А. Гончаровой, И. Д. Михайловой. – Берлин; М., 2019.

5. Михайлова И. Д. Эссе как рефлексивная форма мыследеятельности и основа программного исследования // Современные направления в лингвистике и преподавании языков: проблема метода: сб. научных статей по материалам III Междунар. науч-практ. конф.: в 2 т. / под общ. ред. Т. В. Дубровской. – Пенза, 2019. – Т. 2. – С. 104–107.

6. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. – М., 2002.

7. Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. Педагогика и логика. – М., 1993.

8. Щедровицкий Г. П. Лекции в Латвийском университете. Записки Рижского методологического семинара. – Рига, 2010.


Для цитирования:


Михайлова И.Д. Изучение курса «Мышление и письмо» в педагогическом вузе: концепция и формы работы. Русский язык в школе. 2020;81(4):94-103. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-94-103

For citation:


Mikhailova I.D. Learning of the «Thinking and Writing» Сourse at a Pedagogical University: Concept and Forms of Work. Russian language at school. 2020;81(4):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-94-103

Просмотров: 35


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)