Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 8 (2017)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-8 87
Аннотация
Автор статьи поднимает проблему приобщения школьников к базовым национальным и культурным ценностям российского общества, освещает современные активные формы организации и содержательного наполнения уроков и внеклассных мероприятий.
8-14 92
Аннотация
В статье актуализируется задача развития у учащихся гордости за родной язык, уважительного отношения к нему как к величайшей ценности, определяющей их гражданскую идентичность. Автор приводит конкретные примеры организации занятий с использованием активных форм деятельности, которые способствуют формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

14-16 33
Аннотация
Статья представляет собой дидактический материал для подготовки к ОГЭ в VII-IX классах. Особенностью работы является то, что предложения, тексты и творческие задания формируют патриотические чувства у обучающихся.
16-21 58
Аннотация
Дидактический материал, подготовленный к 80-летию А.В. Вампилова, можно использовать на уроках в IX классе при повторении и обобщении изученного материала, подготовке к ОГЭ.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

21-23 61
Аннотация
В статье рассматриваются существительные адъективного склонения, называющие предприятия быстрого питания. Исторически эти слова произведены от словосочетаний прил. + сущ., однако в последнее время появилось много новообразований, не соотносимых со словосочетаниями и образованных непосредственно от существительных. Это позволяет говорить о формировании продуктивного словообразовательного типа суффиксальных существительных адъективного склонения.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ.

23-29 53
Аннотация
В статье предлагается изменить содержание традиционного морфологического разбора существительных. Такое изменение выступает как необходимое следствие признания смены классификационной парадигмы обучения русскому языку в русской школе на парадигму деятельностную, обеспечивающую овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для эффективного чтения - слушания / письма - говорения.
29-32 35
Аннотация
В материале обсуждаются варианты работы учителя по организации учебной исследовательской деятельности обучающихся. Предлагается алгоритм организации самостоятельной исследовательской работы обучающегося.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

32-34 29
Аннотация
В предложенной модели урока на грамматическую тему показана взаимосвязь содержания и формы, соединено эмоциональное и рациональное содержание в познании нового материала.
34-37 73
Аннотация
На данном уроке ведется работа с новой для школьного курса терминологией и актуальными в современном учебном процессе типами текстов: сплошными и несплошными, сверхтекстом. Дидактический материал урока формирует патриотические чувства у обучающихся.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

37-43 60
Аннотация
В сценарии внеклассного мероприятия использованы материалы, направленные на приобщение школьников к базовым национальным и культурным ценностям российского общества. Большое количество примеров знакомит школьников с выразительными возможностями русского языка, его богатством. Языковые примеры, приведенные в статье (эпитеты, фразеологизмы, пословицы и др.), объединены общей темой «Лес» и посвящены Году экологии в России.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

43-47 46
Аннотация
В статье предлагается обзор мнений учащихся гимназий о темах выпускных сочинений, что позволяет выявить факторы, определяющие их выбор. Анализ ведется на основе анкетирования учеников, проведенного в 1912 году С.С. Ларионовым, окружным инспектором Кавказского учебного округа.

ХРОНИКА

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

48-54 66
Аннотация
В статье рассматривается взаимодействие текстов, принадлежащих к разным повествовательным уровням романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Отдельное внимание привлекается к жанровым свойствам и формам реализации функционирующих в романе документов.
54-58 74
Аннотация
В статье рассматриваются особенности структуры ремарок в драмах Вампилова и определяются их функции в тексте произведения.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

58-64 52
Аннотация
Статья посвящена функционированию контактоустанавливающих вводных слов в устной речи. В ней описывается характер функционирования вводных слов данной группы; выясняется, в одинаковой ли степени они выполняют контактоустанавливающую функцию; определяется, какое прагматическое значение вносят в высказывание в целом.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

64-68 21
Аннотация
В статье делается попытка расширить представление о герценовском крылатом выражении былое и думы, которого нет в специальных словарях, но которое широко употребляется в речи. Автор, основываясь на корпусном контент-анализе, создает «речевой портрет» рассматриваемого выражения, двигаясь таким образом от индивидуального употребления его в идиолекте писателя к бытованию в читательском социолекте, от конкретного языкового факта к речевому и социокультурному стереотипу. Исследование выполнено на материале Национального корпуса русского языка и данных поисковой системы Яндекса.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

68-74 36
Аннотация
В статье, посвященной 230-летнему юбилею Николая Ивановича Греча - русского педагога, писателя, издателя, автора русской грамматики, дается краткий обзор его филологической и научной деятельности. Более подробно автор статьи останавливается на его грамматических сочинениях, опровергает ряд сложившихся стереотипов в оценке его грамматической концепции. Особое внимание в статье уделяется малоисследованному труду Н.И. Греча по изучению истории русского литературного языка - «Чтения о русском языке» (1840).

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)