Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Обучение травелогу на основе «Хожения за три моря» Афанасия Никитина на занятиях по русскому языку

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-7-17

Аннотация

Цель статьи – показать логику обучения травелогу на занятиях по русскому языку в инновационном формате виртуальной экскурсии на основе «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Основные методы исследования – теоретический анализ при постановке научной проблемы, а также методическое проектирование и научно-методическое обобщение. Материалом для исследования послужили лигвометодические концепции использования в процессе обучения русскому языку виртуальных экскурсий, филологические концепции осмысления травелога как литературного жанра и обучения травелогу как речевому жанру и др. Основные результаты проведенного исследования показывают, что процесс обучения травелогу может быть органичной составляющей на занятиях по русскому языку как родному (в медиаклассах и в классах гуманитарного профиля), а также по русскому языку как иностранному. Обучение травелогу обеспечивается определенной технологией и способствует более эффективному формированию всех видов речевой деятельности и личностному развитию обучающихся.

Об авторах

О. Н. Левушкина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Ольга Николаевна Левушкина, доктор педагогических наук, доцент, профессор 

г. Москва 



А. Ю. Устинов
Московский педагогический государственный университет
Россия

Анатолий Юрьевич Устинов, доктор педагогических наук, доцент, профессор 

г. Москва 



А. Д. Дейкина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Алевтина Дмитриевна Дейкина, доктор педагогических наук, профессор

г. Москва 



Список литературы

1. Балла О. Нефотографизмы: преодоление травелога // Homo-legens.ru: Журнал «Homo Legens». 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/homo_legens/2013/4/nefotografizmy-preodolenie-traveloga.html (дата обращения: 04.09.2025).

2. Башанова М. А., Чжан Юй. Травелог как лингвометодический материал в обучении РКИ // Русский язык в современном Китае: материалы VIII Международной научно-практической конференции / отв. редактор О. Л. Абросимова, сост. О. Л. Абросимова, Ю. В. Бикти-мирова. Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. С. 171—174.

3. Бобров А. /.Новейшие исследования «Хожения за три моря» Афанасия Никитина / Русская литература. 2024. № 2. С. 241—254. https://doi.org/10.31860/0131-6095-2024-2-241-254

4. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.

5. Вигерина Л. И. Изучение «Хожения за три моря» Афанасия Никитина в российской филологической науке XXI века // Art Logos. 2024. № 4. С. 10-28. https://doi.org/10.35231/25419803_2024_4_10.

6. Виртуальная экскурсия в инновационной теории и практике обучения русскому языку: учебное пособие / А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, В. Д. Янченко. М.: ФЛИНТА, 2025. 242 с. [Виртуальная экскурсия. 2025].

7. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н, Борисова К. М. Понятие текстовая деятельность в методике обучения русскому // Наука и школа. 2023. № 1. С. 162-171. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2023-1-162-171.

8. Дейкина А. Д, Левушкина О. Н, Ряузо-ва О. Ю. Виртуальная экскурсия в инновационном формате коммуникативного обучения русскому языку // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023. Т. 12, № 5. С. 36-44. https://doi.org/10.12737/2587-9103-2023-12-5-36-44.

9. Ефимовский Е. Жанровая специфика травелога / Art Logos. 2021. № 1. С. 79-91. https://doi.org/10.35231/25419803_2021_1_79.

10. Корзун О. О., Штанько Е. В. Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 5. С. 502-510. https://doi.org/10.30853/ped20230080.

11. Милюгина Е. Г., Строганов М. В. Русская культура в зеркале путешествий: монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. 176 с.

12. Печерская Т. И. Проект «Аннотированный указатель “Русский травелог XVIII - начала XX в.”»: К постановке проблемы // Русский травелог XVIII-XX веков: маршруты, топосы, жанры и нарративы: коллективная монография / под ред. Т. И. Печерской, Н. В. Константиновой. Новосибирск: НГПУ, 2016. С. 8-19.

13. Семенова Е. С., Григорьева Е. Н. Травелог как средство развития навыков и умений письменной речи учащихся на уроках английского языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2022. № 1(114). С. 204-212. https://doi.org/10.26293/chgpu.2022.114.1.026.

14. Толстиков А. В., Кошелева О. В. Homo viator // Homo viator: путешествие как историко-культурный феномен: материалы Круглого стола «Путешествие как историко-культурный феномен», состоявшегося в апреле 2008 г. / Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории РАН; под ред. А. В. Толстикова и И. Г. Галковой. М.: ИВИ РАН, 2010. С. 5-10.


Рецензия

Для цитирования:


Левушкина О.Н., Устинов А.Ю., Дейкина А.Д. Обучение травелогу на основе «Хожения за три моря» Афанасия Никитина на занятиях по русскому языку. Русский язык в школе. 2025;86(6):7-17. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-7-17

For citation:


Levushkina O.N., Ustinov A.Yu., Deikina A.D. Teaching travel literature based on Afanasy Nikitin’s "Journey Beyond Three Seas" in Russian language classes. Russian language at school. 2025;86(6):7-17. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-7-17

Просмотров: 30


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)