

Методические маршруты лингвокультурологии: нарративное измерение ценностей
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-7-19
Аннотация
В статье рассматриваются три направления развития лингвокультурологии – изучение концептов, типажей и сюжетов – применительно к методической науке. Представлена обновленная модель изучения лингвокультурного концепта в школьном языковом образовании, в основу которой заложены три лингвистически значимых вектора понимания в общении – обозначение-узнавание, постижение-интерпретация и действие применительно к лингвокультурным концептам, литературным сюжетам и типам дискурса. Расширен понятийный инструментарий методической лингвоконцептологии: введены термины аксиологической лингвонарратологии (сюжетный мотив, аксиологическая ситуация). Приведены примеры интерпретации аксиогенных ситуаций и вытекающих из них норм поведения и мировосприятия в авторском литературном тексте, притчах, пословицах и иронической интернет-поэзии. Основными методами исследования выбраны системный и проблемный анализы, а также методы интерпретационной лингвистической нарратологии. Предполагается, что разработка нового методического маршрута лингвокультурологии и лингвокультурной концептологии (как ее части), с одной стороны, способствует сохранению и продвижению ценностей в языковом сознании и коммуникативном поведении молодого поколения, а с другой – ведет к целостности филологического знания, намечая точки пересечения для двух методик – русского языка и литературы в пространстве трех направлений антропологической филологии – концептологии, сюжетологии и прагмалингвистики. Сделан вывод о том, что формирование ценностной основы бытия цифрового поколения и обретение им национально-культурных регуляторов личности требуют обновления содержания языкового образования и расширения междисциплинарного научного инструментария.
Об авторе
Н. Л. МишатинаРоссия
Наталья Львовна Мишатина, доктор педагогических наук, профессор, Независимый исследователь
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Воркачев С. Г. Imago verbi: опыт семантического портретирования имени: монография. Краснодар: Издво ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. 284 с.
2. Воркачев С. Г. Symbolum patriae: гимнодия и геральдика в лингвокультурном аспекте: монография. Краснодар: ФГБОУ «КубГТУ», 2023. 251 с. [Воркачев 2023б].
3. Воркачев С. Г. Аксиология и метааксиология лингвокультурных смыслов // Русский язык за рубежом. 2023. № 2(297). С. 13–17. https://doi.org/10.37632/PI.2023.297.2.003 [Воркачев 2023а].
4. Воркачев С. Г. Предисловие // Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. С. 9–11. https://doi.org/10.25807/9785947774436.
5. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. Монография. М.: Издво МПГУ, 2019. 212 с.
6. Демидова Н. И., Богданова Е. С. Как воплотить идею филологизации в практике обучения русскому языку? (К юбилею профессора Н.Л. Мишатиной) // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 5. С. 7–18. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-5-7-18.
7. Карасик В. И. Аксиологическая ситуация как единица ценностной картины мира // Политическая лингвистика. 2014. № 1(47). С. 65–75.
8. Карасик В. И. Лингвокультурные сюжеты как объект аксиологической лингвистики // Современная российская аксиосфера: семантика и прагматика идентичности: сб. материалов II Международной научной конференции / М. С. Милованова (отв. ред.), Н. А. Боженкова и др. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2023. С. 49–58 [Карасик 2023а].
9. Карасик В. И. Маршруты лингвокультурологии: концепты, сценарии, типажи, сюжеты // Филологические чтения – 2023: сб. трудов VI Всероссийской научной конференции «Филологические чтения – 2023», посвященной 75летию со дня рождения И. А. Стернина (1948–2022). Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2023. С. 61–71 [Карасик 2023б].
10. Карасик В. И. Самоидентификация в современной иронической поэзии // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25, № 1. С. 33–45. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-1-33-45 [Карасик 2020б].
11. Карасик В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. материалов VII Междунар. науч.практ. конф. (Калининград, 30 мая 2019 г.). Калининград: Зап. фил. Рос. акад. нар. хозва и гос. службы при Президенте РФ, 2019б. С. 22–25 [Карасик 2019б].
12. Карасик В. И. Языковые картины бытия: монография. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. 468 с. [Карасик 2020а].
13. Карасик В. И. Языковые мосты понимания: монография. М.: Дискурс, 2019. 524 с. [Карасик 2019а].
14. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (К двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 4. С. 7–15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15.
15. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. 304 с. https://doi.org/10.25807/9785947774436.
16. Шутан М. И. Межпредметная интеграция на уроках литературы // Нижегородское образование. 2019. № 1. С. 40–45.
17. Шутан М. И. О междисциплинарном подходе к изучению концептов в школе // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 6. С. 25–34. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-25-34.
Рецензия
Для цитирования:
Мишатина Н.Л. Методические маршруты лингвокультурологии: нарративное измерение ценностей. Русский язык в школе. 2025;86(1):7-19. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-7-19
For citation:
Mishatina N.L. Methodological routes of linguoculturology: narrative dimension of values. Russian language at school. 2025;86(1):7-19. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-7-19