Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Методические маршруты лингвокультурологии: нарративное измерение ценностей

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-7-19

Аннотация

В статье рассматриваются три направления развития лингвокультурологии – изучение концептов, типажей и сюжетов – применительно к методической науке. Представлена обновленная модель изучения лингвокультурного концепта в школьном языковом образовании, в основу которой заложены три лингвистически значимых вектора понимания в общении – обозначение-узнавание, постижение-интерпретация и действие применительно к лингвокультурным концептам, литературным сюжетам и типам дискурса. Расширен понятийный инструментарий методической лингвоконцептологии: введены термины аксиологической лингвонарратологии (сюжетный мотив, аксиологическая ситуация). Приведены примеры интерпретации аксиогенных ситуаций и вытекающих из них норм поведения и мировосприятия в авторском литературном тексте, притчах, пословицах и иронической интернет-поэзии. Основными методами исследования выбраны системный и проблемный анализы, а также методы интерпретационной лингвистической нарратологии. Предполагается, что разработка нового методического маршрута лингвокультурологии и лингвокультурной концептологии (как ее части), с одной стороны, способствует сохранению и продвижению ценностей в языковом сознании и коммуникативном поведении молодого поколения, а с другой – ведет к целостности филологического знания, намечая точки пересечения для двух методик – русского языка и литературы в пространстве трех направлений антропологической филологии – концептологии, сюжетологии и прагмалингвистики. Сделан вывод о том, что формирование ценностной основы бытия цифрового поколения и обретение им национально-культурных регуляторов личности требуют обновления содержания языкового образования и расширения междисциплинарного научного инструментария.

Об авторе

Н. Л. Мишатина

Россия

Наталья Львовна Мишатина, доктор педагогических наук, профессор, Независимый исследователь

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Воркачев С. Г. Imago verbi: опыт семантического портретирования имени: монография. Краснодар: Издво ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. 284 с.

2. Воркачев С. Г. Symbolum patriae: гимнодия и геральдика в лингвокультурном аспекте: монография. Краснодар: ФГБОУ «КубГТУ», 2023. 251 с. [Воркачев 2023б].

3. Воркачев С. Г. Аксиология и метааксиология лингвокультурных смыслов // Русский язык за рубежом. 2023. № 2(297). С. 13–17. https://doi.org/10.37632/PI.2023.297.2.003 [Воркачев 2023а].

4. Воркачев С. Г. Предисловие // Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. С. 9–11. https://doi.org/10.25807/9785947774436.

5. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. Монография. М.: Издво МПГУ, 2019. 212 с.

6. Демидова Н. И., Богданова Е. С. Как воплотить идею филологизации в практике обучения русскому языку? (К юбилею профессора Н.Л. Мишатиной) // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 5. С. 7–18. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-5-7-18.

7. Карасик В. И. Аксиологическая ситуация как единица ценностной картины мира // Политическая лингвистика. 2014. № 1(47). С. 65–75.

8. Карасик В. И. Лингвокультурные сюжеты как объект аксиологической лингвистики // Современная российская аксиосфера: семантика и прагматика идентичности: сб. материалов II Международной научной конференции / М. С. Милованова (отв. ред.), Н. А. Боженкова и др. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2023. С. 49–58 [Карасик 2023а].

9. Карасик В. И. Маршруты лингвокультурологии: концепты, сценарии, типажи, сюжеты // Филологические чтения – 2023: сб. трудов VI Всероссийской научной конференции «Филологические чтения – 2023», посвященной 75летию со дня рождения И. А. Стернина (1948–2022). Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2023. С. 61–71 [Карасик 2023б].

10. Карасик В. И. Самоидентификация в современной иронической поэзии // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25, № 1. С. 33–45. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-1-33-45 [Карасик 2020б].

11. Карасик В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. материалов VII Междунар. науч.практ. конф. (Калининград, 30 мая 2019 г.). Калининград: Зап. фил. Рос. акад. нар. хозва и гос. службы при Президенте РФ, 2019б. С. 22–25 [Карасик 2019б].

12. Карасик В. И. Языковые картины бытия: монография. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. 468 с. [Карасик 2020а].

13. Карасик В. И. Языковые мосты понимания: монография. М.: Дискурс, 2019. 524 с. [Карасик 2019а].

14. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (К двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 4. С. 7–15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15.

15. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. 304 с. https://doi.org/10.25807/9785947774436.

16. Шутан М. И. Межпредметная интеграция на уроках литературы // Нижегородское образование. 2019. № 1. С. 40–45.

17. Шутан М. И. О междисциплинарном подходе к изучению концептов в школе // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 6. С. 25–34. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-25-34.


Рецензия

Для цитирования:


Мишатина Н.Л. Методические маршруты лингвокультурологии: нарративное измерение ценностей. Русский язык в школе. 2025;86(1):7-19. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-7-19

For citation:


Mishatina N.L. Methodological routes of linguoculturology: narrative dimension of values. Russian language at school. 2025;86(1):7-19. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-7-19

Просмотров: 245


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)