Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Тотальный диктант: уроки пунктуации

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-68-76

Аннотация

В статье осмысляется опыт работы над комментариями к текстам Тотального диктанта, касающимися постановки знаков препинания, анализируются результаты проверки диктантов в течение десяти лет. На основе разбора конкретных случаев из практики показано, почему в предлагаемых текстах возникает вариативность, какие правила особенно трудны для участников акции, какие лакуны в справочниках выявляет Тотальный диктант. Так, основными причинами допустимой (не ведущей к снижению оценки) вариативности являются: а) формулировки правил, включающие слова могут (может), обычно, как правило, факультативно; б) возможность различного смыслового и коммуникативного членения той или иной конструкции. Разная степень усвоенности правил пишущими иногда ведет к тому, что под более прочно усвоенные правила попадают случаи, которые к этим правилам не применимы. Соотнесение текстов Тотального диктанта со справочниками показывает, что в них не регламентированы некоторые частотные нормативные написания, принимаемые грамотными носителями языка. Все эти наблюдения могут быть востребованы как при составлении школьных учебно-методических материалов, так и при подготовке нового свода правил русской пунктуации и справочников на основе этого свода.

Об авторе

Н. В. Кузнецова
Тюменский государственный университет
Россия

Наталья Владимировна Кузнецова, кандидат филологических наук, доцент

г. Тюмень



Список литературы

1. Кошкарева Н. Б. ПРИЧИНА vs СЛЕДСТВИЕ: что между? // #ТОТСБОРНИК: сб. научных трудов по материалам Тотального диктанта. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2017. Вып. 2. С. 153–167.

2. Кошкарева Н. Б. Каких правил не хватает в справочниках по пунктуации? // #ТОТСБОРНИК: сб. научных трудов по материалам Тотального диктанта. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2018. Вып. 3. С. 112–124.

3. Кузнецова Н. В. Отсутствие запятой между подлежащим и сказуемым: самоочевидная норма или лакуна в правилах? // Мир русского слова. 2017. № 3. С. 14–19.

4. Кузнецова Н. В. Запятая после обстоятельств в начале предложения в русских текстах: практика и правила // #ТОТСБОРНИК: сб. научных трудов по материалам Тотального диктанта. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2018. Вып. 3. С. 134–147.

5. Кузнецова Н. В., Почтарёва О. В. Нерегламентированная пунктуация при вводных словах: тире и двоеточие // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 23–29. https://doi.org/10.17223/15617793/470/3.

6. Шмелёв А. Д. Вопросы пунктуации в работе Орфографической комиссии Российской академии наук: лингвистические основы кодификации // Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Русская пунктуация в коммуникативном аспекте. 2021. Вып. 7. С. 23–33. https://doi.org/10.4467/23919981JM.21.002.14234.

7. Шубина Н. Л. Пунктуация современного русского языка. М.: Академия, 2006. 256 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кузнецова Н.В. Тотальный диктант: уроки пунктуации. Русский язык в школе. 2024;85(6):68-76. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-68-76

For citation:


Kuznetsova N.V. Total Dictation: punctuation lessons. Russian language at school. 2024;85(6):68-76. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-68-76

Просмотров: 230


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)