

Тотальный диктант: уроки пунктуации
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-68-76
Аннотация
В статье осмысляется опыт работы над комментариями к текстам Тотального диктанта, касающимися постановки знаков препинания, анализируются результаты проверки диктантов в течение десяти лет. На основе разбора конкретных случаев из практики показано, почему в предлагаемых текстах возникает вариативность, какие правила особенно трудны для участников акции, какие лакуны в справочниках выявляет Тотальный диктант. Так, основными причинами допустимой (не ведущей к снижению оценки) вариативности являются: а) формулировки правил, включающие слова могут (может), обычно, как правило, факультативно; б) возможность различного смыслового и коммуникативного членения той или иной конструкции. Разная степень усвоенности правил пишущими иногда ведет к тому, что под более прочно усвоенные правила попадают случаи, которые к этим правилам не применимы. Соотнесение текстов Тотального диктанта со справочниками показывает, что в них не регламентированы некоторые частотные нормативные написания, принимаемые грамотными носителями языка. Все эти наблюдения могут быть востребованы как при составлении школьных учебно-методических материалов, так и при подготовке нового свода правил русской пунктуации и справочников на основе этого свода.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. КузнецоваРоссия
Наталья Владимировна Кузнецова, кандидат филологических наук, доцент
г. Тюмень
Список литературы
1. Кошкарева Н. Б. ПРИЧИНА vs СЛЕДСТВИЕ: что между? // #ТОТСБОРНИК: сб. научных трудов по материалам Тотального диктанта. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2017. Вып. 2. С. 153–167.
2. Кошкарева Н. Б. Каких правил не хватает в справочниках по пунктуации? // #ТОТСБОРНИК: сб. научных трудов по материалам Тотального диктанта. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2018. Вып. 3. С. 112–124.
3. Кузнецова Н. В. Отсутствие запятой между подлежащим и сказуемым: самоочевидная норма или лакуна в правилах? // Мир русского слова. 2017. № 3. С. 14–19.
4. Кузнецова Н. В. Запятая после обстоятельств в начале предложения в русских текстах: практика и правила // #ТОТСБОРНИК: сб. научных трудов по материалам Тотального диктанта. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2018. Вып. 3. С. 134–147.
5. Кузнецова Н. В., Почтарёва О. В. Нерегламентированная пунктуация при вводных словах: тире и двоеточие // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 23–29. https://doi.org/10.17223/15617793/470/3.
6. Шмелёв А. Д. Вопросы пунктуации в работе Орфографической комиссии Российской академии наук: лингвистические основы кодификации // Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Русская пунктуация в коммуникативном аспекте. 2021. Вып. 7. С. 23–33. https://doi.org/10.4467/23919981JM.21.002.14234.
7. Шубина Н. Л. Пунктуация современного русского языка. М.: Академия, 2006. 256 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова Н.В. Тотальный диктант: уроки пунктуации. Русский язык в школе. 2024;85(6):68-76. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-68-76
For citation:
Kuznetsova N.V. Total Dictation: punctuation lessons. Russian language at school. 2024;85(6):68-76. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-68-76