Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Трудные случаи пунктуации в заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-44-49

Аннотация

В статье рассмотрены задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, включающие вопросы по пунктуации. Отмечается, что в качестве отдельного раздела пунктуация не входит в методические рекомендации по составлению заданий олимпиады. Немногочисленность олимпиадных заданий по пунктуации объясняется рядом причин. Во-первых, современная русская пунктуация вариативна: постановка того или иного знака препинания может быть обусловлена не только главным структурно-грамматическим принципом пунктуации, но и смысловым и интонационным принципами. Во-вторых, отсутствие единого нормативного свода правил приводит к разночтениям при объяснении того или иного пунктуационного случая. Тем не менее задания на трудные случаи пунктуации уместны в олимпиаде по русскому языку, ибо являются тем типом исследовательских задач, которые формируют навыки анализа текста в аспекте процессов вариативности нормы.

Об авторе

Е. М. Мельникова
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия

Екатерина Михайловна Мельникова, кандидат филологических наук, доцент

г. Ярославль



Список литературы

1. Бешенкова Е. В., Иванова О. Е. Проблемы нормы и кодификации правописания сложных существительных // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2014. № 1 (1). С. 119–199.

2. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Орлова А. В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2022 году // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 2. С. 18–23. https://doi.org/10.30515/0131-­6141-­2023-84-2-18-23.

3. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И. В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2018 году // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 1. С. 50–54. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-50-54.

4. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И. В. Об итогах регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019 году // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 1. С. 30–35. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-30-35.

5. Добротина И. Н., Осипова И. В. О заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: отбор содержания и требования к умениям // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 6. С. 16–21. https://doi.org/10.30515/01316141-2021-82-6-16-21.


Рецензия

Для цитирования:


Мельникова Е.М. Трудные случаи пунктуации в заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Русский язык в школе. 2024;85(5):44-49. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-44-49

For citation:


Melnikova E.M. Difficult cases of punctuation in the tasks of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in the Russian language. Russian language at school. 2024;85(5):44-49. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-44-49

Просмотров: 377


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)