

Трудные случаи пунктуации в заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-44-49
Аннотация
В статье рассмотрены задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, включающие вопросы по пунктуации. Отмечается, что в качестве отдельного раздела пунктуация не входит в методические рекомендации по составлению заданий олимпиады. Немногочисленность олимпиадных заданий по пунктуации объясняется рядом причин. Во-первых, современная русская пунктуация вариативна: постановка того или иного знака препинания может быть обусловлена не только главным структурно-грамматическим принципом пунктуации, но и смысловым и интонационным принципами. Во-вторых, отсутствие единого нормативного свода правил приводит к разночтениям при объяснении того или иного пунктуационного случая. Тем не менее задания на трудные случаи пунктуации уместны в олимпиаде по русскому языку, ибо являются тем типом исследовательских задач, которые формируют навыки анализа текста в аспекте процессов вариативности нормы.
Об авторе
Е. М. МельниковаРоссия
Екатерина Михайловна Мельникова, кандидат филологических наук, доцент
г. Ярославль
Список литературы
1. Бешенкова Е. В., Иванова О. Е. Проблемы нормы и кодификации правописания сложных существительных // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2014. № 1 (1). С. 119–199.
2. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Орлова А. В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2022 году // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 2. С. 18–23. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-2-18-23.
3. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И. В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2018 году // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 1. С. 50–54. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-50-54.
4. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И. В. Об итогах регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019 году // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 1. С. 30–35. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-30-35.
5. Добротина И. Н., Осипова И. В. О заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: отбор содержания и требования к умениям // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 6. С. 16–21. https://doi.org/10.30515/01316141-2021-82-6-16-21.
Рецензия
Для цитирования:
Мельникова Е.М. Трудные случаи пунктуации в заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Русский язык в школе. 2024;85(5):44-49. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-44-49
For citation:
Melnikova E.M. Difficult cases of punctuation in the tasks of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in the Russian language. Russian language at school. 2024;85(5):44-49. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-44-49