Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Омонимия слов разных частей речи: деятельностный подход к изучению темы в школьном курсе

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-27-43

Аннотация

Статья посвящена изучению омонимии слов разных частей речи в контексте обучения школьников орфографии. Это явление требует особого внимания, поскольку, во-первых, оно лежит в основе понимания морфологии как раздела языкознания; во-вторых, является одной из причин наиболее трудно устранимых орфографических ошибок; в-третьих, понимание природы этого явления помогает научиться воспринимать язык как систему. В статье рассматривается деятельностный подход к изучению русского языка, при котором школьникам предъявляются не готовые правила, а учебные задачи, решение которых способствует развитию критического мышления учащихся и более глубокому пониманию и присвоению самостоятельно открытых знаний. Исследование базируется, с одной стороны, на анализе языковых единиц, с другой – на анализе деятельности школьника при решении орфографических задач. С опорой на опыт применения системы развивающего обучения Эльконина–Давыдова предложена примерная структура урока, входящего в систему уроков по теме «Омонимия слов разных частей речи». В статье описаны и отдельные задания, которые носят исследовательский характер и способствуют развитию ряда компетенций, превращающих школьника – реципиента информации в школьника-исследователя. Общим элементом уроков является усложняющийся с каждым разом алгоритм разграничения омонимов, относящихся к разным частям речи и характеризующихся различиями в написании. Ключевые выводы исследования, отраженные в статье, представляют собой описание применительно к изучению грамматической омонимии принципов деятельностного подхода, среди которых – наличие мотивации, построенной на «ситуации успеха» и «ситуации разрыва», использование приемов квазииследования, опора на алгоритм решения учебных задач и поэтапная отработка каждой операции алгоритма.

Об авторах

Н. В. Володько
Московский городской педагогический университет
Россия

Наталья Валерьевна Володько, методист отдела методологии и  перспективной дидактики, институт содержания, методов и технологий образования

г. Москва



А. А. Салтыкова
Московский городской педагогический университет
Россия

Анастасия Александровна Салтыкова, кандидат филологических наук, старший методист отдела методологии и  перспективной дидактики, институт содержания, методов и  технологий образования

г. Москва



К. В. Яновская
Московский городской педагогический университет
Россия

Ксения Валерьевна Яновская, методист отдела методологии и  перспективной дидактики, институт содержания, методов и технологий образования

г. Москва



Список литературы

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. 144 с.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 542 с.

3. Кузнецова О. В. Таксономия планируемых результатов, разработанная для Московской электронной школы (на примере отдельных тем по русскому языку) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 3. С. 25–33. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-25-33.

4. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 464 с.

5. Реморенко И. М., Юшков А. Н. Общие подходы к работе со «сложными вопросами» // Подходы к проектированию содержания сложных вопросов школьной программы: сб. статей. М.: Перо, 2023. С. 12–16.

6. Репкин В. В., Некрасова Т. В. Деятельностный подход в обучении русскому языку // Деятельностный подход в образовании: монография: в 3 кн. Кн. 1 / сост. В. А. Львовский; рец. С. Н. Вачкова. М.: Authors Club, 2018. С. 236– 257.

7. Салтыкова А. А., Володько Н. В., Яновская К. В. Основные подходы к описанию планируемых результатов по русскому языку в Московской электронной школе // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 5. С. 7–20. http://doi.org/10.30515/0131-­6141-2022-83-5-7-20.

8. Фролова Л. А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников // Начальная школа. 2014. № 3. С. 28–34.

9. Харченко C. Ю. Орфографическая норма и грамматическая омонимия // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 4. С. 248– 258. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.4.19.

10. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 2008. 325 с.


Рецензия

Для цитирования:


Володько Н.В., Салтыкова А.А., Яновская К.В. Омонимия слов разных частей речи: деятельностный подход к изучению темы в школьном курсе. Русский язык в школе. 2024;85(5):27-43. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-27-43

For citation:


Volodko N.V., Saltykova A.A., Yanovskaya K.V. Homonymy of words belonging to different parts of speech: the activity-based approach to studying the topic at school. Russian language at school. 2024;85(5):27-43. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-27-43

Просмотров: 310


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)