

Омонимия слов разных частей речи: деятельностный подход к изучению темы в школьном курсе
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-27-43
Аннотация
Статья посвящена изучению омонимии слов разных частей речи в контексте обучения школьников орфографии. Это явление требует особого внимания, поскольку, во-первых, оно лежит в основе понимания морфологии как раздела языкознания; во-вторых, является одной из причин наиболее трудно устранимых орфографических ошибок; в-третьих, понимание природы этого явления помогает научиться воспринимать язык как систему. В статье рассматривается деятельностный подход к изучению русского языка, при котором школьникам предъявляются не готовые правила, а учебные задачи, решение которых способствует развитию критического мышления учащихся и более глубокому пониманию и присвоению самостоятельно открытых знаний. Исследование базируется, с одной стороны, на анализе языковых единиц, с другой – на анализе деятельности школьника при решении орфографических задач. С опорой на опыт применения системы развивающего обучения Эльконина–Давыдова предложена примерная структура урока, входящего в систему уроков по теме «Омонимия слов разных частей речи». В статье описаны и отдельные задания, которые носят исследовательский характер и способствуют развитию ряда компетенций, превращающих школьника – реципиента информации в школьника-исследователя. Общим элементом уроков является усложняющийся с каждым разом алгоритм разграничения омонимов, относящихся к разным частям речи и характеризующихся различиями в написании. Ключевые выводы исследования, отраженные в статье, представляют собой описание применительно к изучению грамматической омонимии принципов деятельностного подхода, среди которых – наличие мотивации, построенной на «ситуации успеха» и «ситуации разрыва», использование приемов квазииследования, опора на алгоритм решения учебных задач и поэтапная отработка каждой операции алгоритма.
Об авторах
Н. В. ВолодькоРоссия
Наталья Валерьевна Володько, методист отдела методологии и перспективной дидактики, институт содержания, методов и технологий образования
г. Москва
А. А. Салтыкова
Россия
Анастасия Александровна Салтыкова, кандидат филологических наук, старший методист отдела методологии и перспективной дидактики, институт содержания, методов и технологий образования
г. Москва
К. В. Яновская
Россия
Ксения Валерьевна Яновская, методист отдела методологии и перспективной дидактики, институт содержания, методов и технологий образования
г. Москва
Список литературы
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. 144 с.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 542 с.
3. Кузнецова О. В. Таксономия планируемых результатов, разработанная для Московской электронной школы (на примере отдельных тем по русскому языку) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 3. С. 25–33. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-25-33.
4. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 464 с.
5. Реморенко И. М., Юшков А. Н. Общие подходы к работе со «сложными вопросами» // Подходы к проектированию содержания сложных вопросов школьной программы: сб. статей. М.: Перо, 2023. С. 12–16.
6. Репкин В. В., Некрасова Т. В. Деятельностный подход в обучении русскому языку // Деятельностный подход в образовании: монография: в 3 кн. Кн. 1 / сост. В. А. Львовский; рец. С. Н. Вачкова. М.: Authors Club, 2018. С. 236– 257.
7. Салтыкова А. А., Володько Н. В., Яновская К. В. Основные подходы к описанию планируемых результатов по русскому языку в Московской электронной школе // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 5. С. 7–20. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-7-20.
8. Фролова Л. А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников // Начальная школа. 2014. № 3. С. 28–34.
9. Харченко C. Ю. Орфографическая норма и грамматическая омонимия // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 4. С. 248– 258. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.4.19.
10. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 2008. 325 с.
Рецензия
Для цитирования:
Володько Н.В., Салтыкова А.А., Яновская К.В. Омонимия слов разных частей речи: деятельностный подход к изучению темы в школьном курсе. Русский язык в школе. 2024;85(5):27-43. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-27-43
For citation:
Volodko N.V., Saltykova A.A., Yanovskaya K.V. Homonymy of words belonging to different parts of speech: the activity-based approach to studying the topic at school. Russian language at school. 2024;85(5):27-43. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-27-43