Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

«Тайная вечеря» И.С. Шмелева: образ хлеба и вина в эпопее «Солнце мертвых»

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-79-89

Аннотация

Статья посвящена изучению образа хлеба и вина в эпопее «Солнце мертвых» (1923) И.С. Шмелева (1873–1950). Актуальность исследования связана с изучением кулинарно-гастрономического кода, репрезентированного в произведении лексическими единицами «хлебного» ряда и вина, а также с изучением поэтики текста и определением роли в нем бытовых деталей, позволяющих проследить духовный мир героя и его окружения. Цель статьи – рассмотреть функционирование лексических единиц хлеб и вино в тексте эпопеи и выявить особенности индивидуально-авторской интерпретации приведенных лексем и их производных. В работе используются лексико-семантический, контекстуальный методы и частично метод статического анализа с привлечением данных Национального корпуса русского языка. Показано, что номинации хлеба (хлеб, хлебец, хлебушко/хлебушек, хлебный) являются ключевыми в эпопее и несут аксиологическую нагрузку. Хлеб выступает формой расчета, способом и единицей измерения, наивысшей ценностью. Делается вывод о том, что хлеб оказывается центром, вокруг которого выстраиваются взаимоотношения людей, изображаются те или иные стороны проявления характера, отношение человека к животным (как к товарищу в скорби, а не куску мяса). Установлено, что «хлебные» символы (например, кулебячка будущая, пряник) могут быть способом выражения этической оценки. Отмечается также, что мотив превращения вина в кровь видоизменяет свою сакральную функцию, таинство евхаристии осуществляется в обратной последовательности: кровь становится вином. Предметный мир и мир животных часто изображаются аллегорически, раскрывая отношения между людьми.

Об авторе

О. А. Димитриева
Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
Россия

Димитриева Ольга Альбертовна - кандидат филологических наук, доцент.

Чебоксары



Список литературы

1. Болдырева Е. М. Пищевой топос в автобиографическом романе И. С. Шмелева «Лето Господне» // Культура. Литература. Язык: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2016. С. 64–69.

2. Бугакова Н. Б. К вопросу об основных способах лексической объективации образа солнца в произведении И. С. Шмелева «Солнце мертвых» // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2016. № 1. С. 123–130.

3. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: роман. М.: Художественная литература, 1988. 384 с.

4. Гилазетдинова Г. Х., Багманова Л. Н. Репрезентация лингвокультуремы «пища» в романах И. С. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне» // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, № 5. С. 151–155.

5. Дзыга Я. О. Образ солнца в творчестве И. С. Шмелева и К. Д. Бальмонта // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 2. С. 86–96.

6. Догнал Й., Цинтула И. Мотивы апокалипсиса в романе И. С. Шмелева «Солнце мертвых» // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 1. С. 123–132. http://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-01-14.

7. Корнеев А. В. Архетип сада в романе-эпопее «Солнце мертвых» Ивана Шмелева // Gaudeamus Igitur. 2018. № 3. С. 54–60.

8. Николаев Д. Д. Эпопея И. С. Шмелева «Солнце мертвых»: поэтика жанра // Венок Шмелеву. М.: Российский фонд культуры, 2001. С. 213–224.

9. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.

10. Поздеев В. А. Функция еды в романе «Лето Господне» (восприятие детским сознанием) // Russische Küche und kulturelle Identität / Hrsg. v. N. Franz. Universitätsverlag Potsdam, 2013. С. 189–202.

11. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. М.: Амфора, 2007. 446 с. [Электронный ресурс]. URL: https://m­bulgakov.ru/publikacii/voland-i-margarita (дата обращения: 15.08.2023).

12. Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 792 с.

13. Федотов О. И. Черное солнце Ивана Шмелева // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2013. № 4. С. 93–109.

14. Чэнь С. Пространство смерти в структуре романа И. С. Шмелева «Солнце мертвых» // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2020. Т. 30, № 5. С. 887–891. http://doi.org/10.35634/2412-9534-2020-30-5-887-891.

15. Шелемова А. О. Мотив «кровавого пира» в «Слове о полку Игореве» и «Солнце мертвых» И. С. Шмелева // Первое сентября: литература. 2006. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200600115 (дата обращения: 15.08.2023).

16. Якушевич И. В. Пищевой код в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 3. С. 47–57. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-45-57.


Рецензия

Для цитирования:


Димитриева О.А. «Тайная вечеря» И.С. Шмелева: образ хлеба и вина в эпопее «Солнце мертвых». Русский язык в школе. 2024;85(2):79-89. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-79-89

For citation:


Dimitrieva O.A. I.S. Shmelyov’s "Last Supper": the image of bread and wine in the epic "The Sun of the Dead". Russian language at school. 2024;85(2):79-89. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-79-89

Просмотров: 367


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)