

«Я – русский солдат»: лингвостилистический анализ романа Б.Л. Васильева «В списках не значился» (к 100-летию со дня рождения)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-60-68
Аннотация
В статье на основе лингвостилистического анализа рассмотрен путь становления русского солдата, защитника Родины в романе Б.Л. Васильева «В списках не значился». Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной изученностью лингвистических средств, их специфики в художественном творчестве писателя. Цель – выявить языковые средства разных уровней, с помощью которых автор изображает формирование личности бойца Красной армии, с первого дня войны оказавшегося на передовой. В статье используются контекстуальный и структурно-семантический анализ лексических единиц, на основе которых устанавливаются средства трансформации значений лексем, что оказывается важным для создания образа главного героя произведения. Система номинаций персонажа, их сопоставительный анализ и количественный подсчет позволяют сделать вывод о приемах, раскрывающих этапы формирования образа русского солдата. Автор статьи приходит к выводу, что следующие средства языковой выразительности помогают охарактеризовать процесс становления личности главного героя романа: повтор на разных уровнях языка (ситуативный, фразовый, лексический, морфемный); трансформация семантики лексических единиц под влиянием контекста; система номинаций главного героя произведения, частотность употребления наименований персонажа; детали, отражающие происходящие в сознании героя перемены; оппозиции, выполняющие структурно-характерологическую функцию в раскрытии образа Николая Плужникова.
Об авторе
Е. А. ФроловаРоссия
Фролова Елена Александровна - кандидат филологических наук, доцент, редактор.
Москва
Список литературы
1. Васильев Б. В гостях у «Смоленских новостей» // Смоленские новости. 1993. 21 янв.
2. Карнюшин В. А. Последние залпы. Литература о войне: взгляд на «уходящую тему»: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Василь Быков, Георгий Владимов, Олег Ермаков… М.: [б. и.], 2014. 159 с.
3. Кузнецов Ф. Ф. За все в ответе: нравственные искания в современной прозе и методология критики. 3-е изд., доп. М.: Советская Россия, 1984. 588 с.
4. Ланщиков А. П. Возраст судьбы: сб. статей. М.: Современник, 1985. 365 с.
5. Мережковский Д. С. …Было и будет: дневник. 1910–1914. Петроград: Т-во И. Д. Сытина, 1915. 63 с.
6. Нуйкин П. Кто же он, Борис Васильев? Что и почему из его наследия не проходят в школе. 20.05.2010 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/articles/kto-zhe-on-boris-vasilev-chto-i-pochemu-iz-ego-naslediya-ne-prokhodyat-v-shkole.html?ysclid=lol7gssf9n132935960 (дата обращения: 05.11.2023).
7. Чалмаев В. А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60–90-х годов: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. 120 с.
Рецензия
Для цитирования:
Фролова Е.А. «Я – русский солдат»: лингвостилистический анализ романа Б.Л. Васильева «В списках не значился» (к 100-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2024;85(2):60-68. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-60-68
For citation:
Frolova E.A. "I am a Russian soldier": linguistic and stylistic analysis of B.L. Vasilyev’s novel "His Name Was Not Listed" (to the 100th anniversary of the birth). Russian language at school. 2024;85(2):60-68. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-60-68