Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Структурно-семантические доминанты поэтики произведений Ю.В. Бондарева о Великой Отечественной войне (к 100­-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-50-59

Аннотация

Цель статьи – показать эволюцию знаковых структурно-семантических доминант поэтики произведений Ю.В. Бондарева о Великой Отечественной войне. Ведущие методы исследования – структурно-семантический и сравнительно-сопоставительный. Для достижения цели последовательно раскрывается специфика поэтики ранних повестей писателя («Батальоны просят огня» и «Последние залпы») и романа «Горячий снег». На основании сравнения полученных результатов делается вывод об эволюции поэтики произведений писателя о Великой Отечественной войне и указываются конкретные формы изменений. Доминирующими чертами поэтики писателя являются особый исповедальный дискурс главного героя, локальность хронотопа, лейтмотивная оппозиция образов лирического и трагического планов, экспрессивность разнохарактерной детали, кинематографичность, лингвосенсорика, семантическая значимость финалов. Эти особенности проявляются и в ранних произведениях писателя о Великой Отечественной войне, и в его романе «Горячий снег». Повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» рассматриваются в русле ведущей жанровой модели «лейтенантской прозы» – жанре фронтовой лирической повести. «Горячий снег» исследуется как лиро-эпический роман о Великой Отечественной войне. В нем некоторые черты фронтовой лирической повести сохраняются, другие же переходят на новый уровень. В романе «Горячий снег» исповедальный дискурс обогащается рационально-аналитическим компонентом; хронотоп произведения, сохраняя локальность, обретает специфику документального; детали (предметные, портретные, пейзажные, интерьерные, психологические) активно используются, но при этом обобщаются до символического уровня; кинематографическое видение писателя обогащается новыми формами и приемами; система лингвосенсорики становится разветвленной и включает ранее не используемые писателем компоненты; финал произведения не абстрактен, а концептуален. Эти структурно-семантические доминанты поэтики произведений Ю.В. Бондарева позволяют сделать вывод об эволюции художественного мышления писателя, определить генезис его романного творчества.

Об авторе

Т. Б. Васильева-Шальнева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Васильева-Шальнева Татьяна Борисовна - кандидат филологических наук, доцент.

Казань



Список литературы

1. Антоненко Н. С. Акустическая изобразительность в романе Ю. Бондарева «Горячий снег» // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург. 2020. № 12(102). С. 104–107 [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/media/PDF/irj_issues/12-3-102.pdf#page=104 (дата обращения: 19.09.2023).

2. Идашкин Ю. В. Грани таланта: о творчестве Ю. Бондарева. М.: Художественная литература, 1983. 231 с.

3. Михайлов О. Н. Юрий Бондарев. М.: Советская Россия, 1976. 134 с.

4. Самсонов А. М. Сталинградская битва. М.: Наука, 1989. 627 с. [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/samsonov1/index.html (дата обращения: 15.09.2023)

5. Шкурат Л. С. Художественная концепция любви в военной прозе Ю. В. Бондарева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 1, № 1. С. 23–28.


Рецензия

Для цитирования:


Васильева-Шальнева Т.Б. Структурно-семантические доминанты поэтики произведений Ю.В. Бондарева о Великой Отечественной войне (к 100­-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2024;85(2):50-59. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-50-59

For citation:


Vasilieva-Shalneva T.B. Structural semantic features dominant in the poetics of Yu.V. Bondarev’s works about the Great Patriotic War (to the 100th anniversary of the birth). Russian language at school. 2024;85(2):50-59. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-50-59

Просмотров: 382


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)