

Методические аспекты использования цитаты в современных учебниках русского языка
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-18-27
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования цитат в современных учебниках русского языка для основной школы. Актуальность статьи обусловлена тем, что во многих исследованиях цитата анализируется прежде всего как лингвистический феномен, в то время как ее методический потенциал не изучен. Цитата, обладая ощутимым воспитательным потенциалом, становится частью фоновых знаний и интертекстуального тезауруса языковой личности. Материалами исследования послужили два учебника и один учебно-методический комплекс по русскому языку для V–IX классов. Особое внимание уделено следующим аспектам: определению цитаты, представленному в учебнике, функциям цитат и источникам цитат. Описываются особенности работы с цитатами в учебниках, анализируются и обобщаются типы предлагаемых заданий. В результате анализа выявлено, что в современных учебниках цитаты включаются в теоретический текст в качестве аргументов и ссылок на авторитетное мнение. Если цитата используется как эпиграф или основа для создания собственного речевого произведения, на первый план выступает ее ценностно-смысловой и воспитывающий потенциал. Предлагаемые авторами учебников задания во многом однотипны и имеют репродуктивный характер. Вопросы, направленные на объяснение смысла высказывания, не раскрывают в полной мере ценностный потенциал цитаты. В заключение отмечается, что системная работа с цитатой должна опираться на следующие принципы: 1) учет формальной и содержательной стороны высказывания; 2) установление связи с исходным текстом и социокультурным контекстом высказывания; 3) диалогичность; 4) ориентация на личный опыт и интересы учащихся; 5) осознанное запоминание.
Об авторе
Е. В. ПарышеваРоссия
Парышева Екатерина Викторовна - ассистент кафедры русского языка.
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Дейкина А. Д. Ценностные смыслы современного учебника русского языка // Русский язык в школе. Т. 79. 2018, № 8. С. 7–10. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-7-10.
2. Дунев А. И., Ядровская Е. Р. Прецедентные феномены, цитаты и интерпретационная деятельность школьника // Прецедентика в тезаурусе языковой личности: монография / под ред. В. А. Ефремова. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2023. С. 111–122.
3. Золотухина Е. Н. Интертекстуальность в современном русском языке // Русский язык в школе. 2008. № 5. С. 44–48.
4. Павлинова И. А. О формировании ценностного отношения к изучению русского языка в школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 183. С. 156–164. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-156-164.
5. Попова Н. В. Роль школьного учебника в формировании культуроведческой компетенции // Русский язык в школе. 2014. № 3. С. 29–32.
6. Саблина М. В. Цитата и ее типовые разновидности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3 (15). С. 49–51.
7. Шеляпина И. И. Текст-импульс в современной текстоориентированной образовательной парадигме // Наука и Школа. 2020. № 3. С. 148–155. http://doi.org/10.31862/1819-463x-2020-3-148-155.
Рецензия
Для цитирования:
Парышева Е.В. Методические аспекты использования цитаты в современных учебниках русского языка. Русский язык в школе. 2024;85(2):18-27. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-18-27
For citation:
Parysheva E.V. Methodological aspects of using quotations in modern Russian language textbooks. Russian language at school. 2024;85(2):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-18-27