Разработка лингвокультурологического проекта как эффективная технология организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-17-29
Аннотация
Изучение языка на основе лингвокультурологического подхода дает возможность интерпретировать явления национальной культуры посредством исследования единиц национального языка. Такая работа способствует формированию и развитию у обучающихся культуроведческой и лингвокультурологической компетенций, являющихся чрезвычайно важными в образовательном процессе средней и высшей школы в рамках актуального в современной педагогике компетентностного подхода в обучении. Особое значение в этом отношении имеют дисциплины гуманитарного цикла, и в первую очередь «Русский язык» и «Литература». Уроки словесности позволяют применять традиционные и новые технологии, использовать разнообразные дидактические материалы, обладающие яркой культурологической маркированностью. Одной из эффективных технологий организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся является разработка лингвокультурологического проекта. Цель статьи – на примере слов яблоня и яблоко показать специфику анализа лексических единиц с лингвокультурологических позиций в процессе разработки лингвокультурологического проекта на тему «Яблоня и яблоко в русском языке, в русской культуре и в языковом сознании современной молодежи», включающего 13 так называемых страниц. В процессе исследования в качестве основного использован метод лингвокультурологического анализа эмпирического материала, а также структурно-семантический, функционально-стилистический, описательный, сопоставительный, статистический методы, метод опроса. Разработанный лингвокультурологический проект на языковом и культурологическом уровнях доказывает важность обозначаемых словами яблоня и яблоко понятий для носителей русского языка и национальной культуры.
Об авторах
Н. В. ЧерниковаРоссия
Наталия Владимировна Черникова, доктор филологических наук, профессор
г. Мичуринск
А. А. Расторгуева
Россия
Анастасия Алексеевна Расторгуева, учитель русского языка и литературы
г. Королев, Московская область
Список литературы
1. Боброва М. В. Проектная деятельность учащихся на материале прозвищ // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 6. С. 14–22. http://doi.org/10.30515/0131614120208161422.
2. Воителева Т. М. Родное слово как воплощение народного духа // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 6. С. 7–11. http://doi.org/10.30515/013161412022836711.
3. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. 2014. № 4. С. 12–17.
4. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012. № 4. С. 23–28 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rollingvokulturologicheskogopodhodavmetodike (дата обращения: 15.11.2022).
5. Добротина И. Н. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся в системе современного школьного языкового образования (на материале фольклорных текстов) // Русский язык в школе. 2017. № 8. С. 3–8; № 9. С. 3–6.
6. Евсюкова Т. В., Бутенко Е. Ю. Лингвокультурология: учебник. М.: Флинта, 2014. 479 с.
7. Маслова В. А. Лингвокультурология. Введение: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 208 с.
8. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: современное состояние и вектор развития // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 16–25. http://doi.org/10.29025/2079602120183(31)1625.
9. Мишатина Н. Л. Трансдисциплинарный вектор методической лингвоконцептологии // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 240–254. http://doi.org/10.32744/pse.2019.3.18.
10. Мишатина Н. Л., Вербицкая М. Г. Методическая лингвоконцептология: ориентир – метапредметность (на примере концепта «дом») // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 3. С. 3–10. http://doi.org/10.30515/013161412019803310.
11. Новикова Т. Ф. Урок одного слова: путь от значения к смыслам // Русский язык в школе. 2012. № 1. С. 10–15.
12. Остренкова М. А. Лингвокультуроведческие проекты на уроках русского языка: от слова к образу, от образа к мировидению // Русский язык в школе. 2014. № 11. С. 6–12.
13. Подругина И. А., Ильичева И. В. Проектноисследовательская деятельность: развитие одаренности: монография. М.: МПГУ, 2017. 300 с.
14. Смулаковская Р. Л., Иванова Е. М. Проектноисследовательская деятельность учащихся по русскому языку // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 7. С. 3–6. http://doi.org/10.30515/01316141201879636.
15. Токарева И. Ю. Применение концептуального анализа ключевых слов культуры при подготовке к итоговому сочинению // Русский язык в школе. 2017. № 11. С. 3–5.
16. Черникова Н. В. Лингвокультурологический проект «Береза – символ России» (материалы к урокам русского языка) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 1. С. 15–23. http://doi.org/10.30515/0131614120208111523.
17. Шутан М. И. Работа с концептом «время» на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 3. С. 11–16. http://doi.org/10.30515/0131614120198031116.
18. Chernikova N. V., Sidorova I. V., Shvetsova V. M. Linguoconceptual analysis as an effective technology for organizing scientific and educational activities. First International Scientific Conference, ASEDU2020: Advances in Science, Engineering and Digital Education. Journal of Physics: Conference Series 1691, 2020. P. 12192 [Электронный ресурс]. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/17426596/1691/1/012192/pdf (дата обращения: 15.11.2022). http://doi.org/10.1088/17426596/1691/1/012192.
Рецензия
Для цитирования:
Черникова Н.В., Расторгуева А.А. Разработка лингвокультурологического проекта как эффективная технология организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Русский язык в школе. 2023;84(3):17-29. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-17-29
For citation:
Chernikova N.V., Rastorguyeva A.A. Designing a linguoculturological project: an effective method for organising educational and research activity of students. Russian language at school. 2023;84(3):17-29. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-17-29