Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью реализации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения русскому языку. Цель статьи – обосновать значимость ценностно ориентированного урока как наиболее востребованного типа урока русского языка в современной образовательной парадигме, показать связь его методологии с лингвокультурологией и возможности для формирования системы духовно-нравственных ценностей обучающихся. Поставленная цель обусловила использование таких методов исследования, как анализ лингвистических, лингвокультурологических и методических концепций; обобщение полученных результатов; моделирование методической системы, использующей лингвокультурологический потенциал слова и текста для духовно-нравственного развития школьников в процессе обучения русскому языку. Автор показывает, что в современной методической науке разрабатываются два наиболее перспективных лингвокультурологических направлениях: методическая лингвоконцептология и методическая лингвокультурология текста. В русле методической лингвоконцептологии, предметной доминантой которой является исследование слова как концепта культуры, разработаны такие методические инструменты, как лингвокультурологический портрет слова, лингвокультурологические задачи, лингвоконцептоцентрическое эссе; описаны уроки определенного типа – уроки-концепты (интегрированные уроки портретирования трансдисциплинарного концепта). В русле методической лингвокультурологии текста автор систематизирует информацию о лингвокультурологической характеристике текста, позволяющей исследовать текст как целостную единицу языка, речи и культуры, показывает универсальность данного методического инструмента. Методика лингвокультурологической характеристики текста лежит в основе инновационного типа урока – «Лаборатория текста», или лабораторной работы с текстом. В качестве результатов исследования представлена дефиниция ценностно ориентированного урока русского языка, сформулированы его ключевые особенности. Убедительно показана определяющая роль лингвокультурологического анализа слова и текста в ценностно ориентированном уроке русского языка. Предложена типология ценностно ориентированных уроков русского языка в зависимости от предмета лингвокультурологического анализа: логоцентричные, текстоцентричные и комбинированные. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока дает возможность соединить сложнейшие процессы обучения языку и постижения культуры, формирования мировоззрения и системы ценностей обучающихся.
Ключевые слова
Об авторе
О. Н. ЛевушкинаРоссия
Ольга Николаевна Левушкина, доктор педагогических наук, доцент
г. Москва
Список литературы
1. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64–72.
2. Воробьев В. В. О статусе лингвокультурологии // Ix Международный Конгресс МАПРЯЛ. Русский язык, литература и культура на рубеже веков. Т. 2. Братислава, 1999. С. 125–126.
3. Воробьев В. В. Лингвокультурология. М.: РУДН. 2008. 336 с.
4. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 210 с.
5. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н., Щитова Е. Е. Аксиологический урок русского языка: базовые характеристики // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 7. Материалы VII Конгресса РОПРЯЛ (г. Екатеринбург, 6–9 октября 2021 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2022. С. 906–911.
6. Диалог с концептами русской культуры: элективные интегрированные курсы предпрофильного и профильного обучения: русский язык, литература, обществознание: методическое пособие / Т. М. Бутолина, З. Т. Веселова, Н. Л. Мишатина и др.; под ред. Н. Л. Мишатиной. М.: Русское слово. 2010. 247 с.
7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 264 с.
8. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. 448 с.
9. Левушкина О. Н. Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста // Преподаватель xxI век. 2013. № 2(1). С. 166–178.
10. Левушкина О. Н. Лингвокультурологическая характеристика текста как основа моделирования процесса обучения русскому языку: монография. М.: МПГУ, 2021. 366 с.
11. Левушкина О. Н., Калачева И. Е. Слово и текст как лингвокультурные единицы на уроках русского языка // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. Т. 26, № 4. С. 170–175. https://doi.org/10.18522/1995064020224170175.
12. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Семиосфера. СПб.: «ИскусствоСПБ», 2004. 704 с.
13. Маслова В. А. Лингвокультурологический анализ: учебник для вузов / В. А. Маслова, У. М. Бахтикиреева. М.: Юрайт, 2023. 245 с. // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/520472 (дата обращения: 01.03.2023).
14. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и ее терминосистема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 18. С. 153–164.
15. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. 304 с.
16. Мурзин Л. Н. Язык, текст и культура // Человек–Текст–Культура: кол. монография / под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. Екатеринбург, 1994. С. 160–169.
17. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки славянской культуры, 1996. 288 с.
18. Шаклеин В. М. Лингвокультурология: традиции и инновации: монография. М.: Флинта, 2012. 301 с.
Рецензия
Для цитирования:
Левушкина О.Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка. Русский язык в школе. 2023;84(3):7-16. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16
For citation:
Levushkina O.N. Linguoculturological analysis as the backbone of a value-based Russian language lesson. Russian language at school. 2023;84(3):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16