Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью реализации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения русскому языку. Цель статьи – обосновать значимость ценностно ориентированного урока как наиболее востребованного типа урока русского языка в современной образовательной парадигме, показать связь его методологии с лингвокультурологией и возможности для формирования системы духовно-нравственных ценностей обучающихся. Поставленная цель обусловила использование таких методов исследования, как анализ лингвистических, лингвокультурологических и методических концепций; обобщение полученных результатов; моделирование методической системы, использующей лингвокультурологический потенциал слова и текста для духовно-нравственного развития школьников в процессе обучения русскому языку. Автор показывает, что в современной методической науке разрабатываются два наиболее перспективных лингвокультурологических направлениях: методическая лингвоконцептология и методическая лингвокультурология текста. В русле методической лингвоконцептологии, предметной доминантой которой является исследование слова как концепта культуры, разработаны такие методические инструменты, как лингвокультурологический портрет слова, лингвокультурологические задачи, лингвоконцептоцентрическое эссе; описаны уроки определенного типа – уроки-концепты (интегрированные уроки портретирования трансдисциплинарного концепта). В русле методической лингвокультурологии текста автор систематизирует информацию о лингвокультурологической характеристике текста, позволяющей исследовать текст как целостную единицу языка, речи и культуры, показывает универсальность данного методического инструмента. Методика лингвокультурологической характеристики текста лежит в основе инновационного типа урока – «Лаборатория текста», или лабораторной работы с текстом. В качестве результатов исследования представлена дефиниция ценностно ориентированного урока русского языка, сформулированы его ключевые особенности. Убедительно показана определяющая роль лингвокультурологического анализа слова и текста в ценностно ориентированном уроке русского языка. Предложена типология ценностно ориентированных уроков русского языка в зависимости от предмета лингвокультурологического анализа: логоцентричные, текстоцентричные и комбинированные. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока дает возможность соединить сложнейшие процессы обучения языку и постижения культуры, формирования мировоззрения и системы ценностей обучающихся.

Об авторе

О. Н. Левушкина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Ольга Николаевна Левушкина, доктор педагогических наук, доцент

г. Москва



Список литературы

1. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64–72.

2. Воробьев В. В. О статусе лингвокультурологии // Ix Международный Конгресс МАПРЯЛ. Русский язык, литература и культура на рубеже веков. Т. 2. Братислава, 1999. С. 125–126.

3. Воробьев В. В. Лингвокультурология. М.: РУДН. 2008. 336 с.

4. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 210 с.

5. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н., Щитова Е. Е. Аксиологический урок русского языка: базовые характеристики // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 7. Материалы VII Конгресса РОПРЯЛ (г. Екатеринбург, 6–9 октября 2021 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2022. С. 906–911.

6. Диалог с концептами русской культуры: элективные интегрированные курсы предпрофильного и профильного обучения: русский язык, литература, обществознание: методическое пособие / Т. М. Бутолина, З. Т. Веселова, Н. Л. Мишатина и др.; под ред. Н. Л. Мишатиной. М.: Русское слово. 2010. 247 с.

7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 264 с.

8. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. 448 с.

9. Левушкина О. Н. Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста // Преподаватель xxI век. 2013. № 2(1). С. 166–178.

10. Левушкина О. Н. Лингвокультурологическая характеристика текста как основа моделирования процесса обучения русскому языку: монография. М.: МПГУ, 2021. 366 с.

11. Левушкина О. Н., Калачева И. Е. Слово и текст как лингвокультурные единицы на уроках русского языка // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. Т. 26, № 4. С. 170–175. https://doi.org/10.18522/1995­0640­2022­4­170­175.

12. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Семиосфера. СПб.: «Искусство­СПБ», 2004. 704 с.

13. Маслова В. А. Лингвокультурологический анализ: учебник для вузов / В. А. Маслова, У. М. Бахтикиреева. М.: Юрайт, 2023. 245 с. // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/520472 (дата обращения: 01.03.2023).

14. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и ее терминосистема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 18. С. 153–164.

15. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. 304 с.

16. Мурзин Л. Н. Язык, текст и культура // Человек–Текст–Культура: кол. монография / под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. Екатеринбург, 1994. С. 160–169.

17. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки славянской культуры, 1996. 288 с.

18. Шаклеин В. М. Лингвокультурология: традиции и инновации: монография. М.: Флинта, 2012. 301 с.


Рецензия

Для цитирования:


Левушкина О.Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка. Русский язык в школе. 2023;84(3):7-16. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16

For citation:


Levushkina O.N. Linguoculturological analysis as the backbone of a value-based Russian language lesson. Russian language at school. 2023;84(3):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16

Просмотров: 925


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)