«Соединяя отжившие, живущие и будущие поколения»: о перспективных идеях методического наследия К. Д. Ушинского (к 200летию со дня рождения)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-25-34
Аннотация
В статье представлена информация о наиболее значимых аспектах биографии и педагогического наследия К. Д. Ушинского, актуальных для современной практики гуманитарного образования. Авторы приводят биографические сведения о знаменитом педагоге, которые свидетельствуют об особом влиянии семьи, учителей гимназии, известных профессоров университета на становление взглядов и направлений деятельности известного педагога, называют важные факты биографии К. Д. Ушинского как начинающего талантливого преподавателя Демидовского лицея в Ярославле, снискавшего особую любовь и преданность учащихся. Авторы анализируют и комментируют основные идеи великого педагога, связанные с вопросами обучения родному языку на основе принципов народности; обсуждают, опираясь на известные работы Ушинского, проблемы создания универсальных учебных книг для обучения родному языку и речи и основные требования к отбору дидактического материала к учебным языковым курсам с обязательным воспитывающим и развивающим потенциалом. Внимание авторов привлечено к актуальным сегодня вопросам антропологической и гуманистической традиции при изучении языка и речи, задачам специальной всесторонней подготовки учителя, формированию у него ответственности перед воспитанниками в деле обучения и воспитания.
Об авторах
Л. Г. АнтоноваРоссия
Любовь Геннадьевна Антонова, доктор педагогических наук, профессор
г. Ярославль
Ж. К. Гапонова
Россия
Жанна Константиновна Гапонова, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета русской филологии и культуры
г. Ярославль
А. Б. Тишко
Россия
Анна Борисовна Тишко, кандидат педагогических наук, доцент
г. Ярославль
Список литературы
1. Гончаров Н. К. Педагогическая система Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 270 с.
2. Груздев М. В., Новиков М. В. Дата рождения К. Д. Ушинского: завершение дискуссии // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 8–15. http://dx.doi.org/10.20323/1813145X20221124815.
3. Иванов А. Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле: Исследования и документы о научнопедагогической и литературной деятельности. Ярославль: Кн. изд., 1963. 492 с.
4. Модзалевский Л. Н. О народном воспитании по Ушинскому // Памяти Константина Дмитриевича Ушинского: по случаю 25летия кончины К. Д. Ушинского. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1896. 212 с.
5. Памяти Константина Дмитриевича Ушинского: по случаю 25летия кончины К. Д. Ушинского. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1896. 212 с. [Памяти… 1896].
6. Покровский С. П. Демидовский лицей в его прошлом и настоящем. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1914. 330 с.
7. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Часть 1 (Приложение к первому и второму году «Родного слова») / сост К. Д. Ушинский. 23е изд. СПб.: типография М. Меркушева, 1906. 100 с. [Ушинский 1906].
8. Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0047.shtml (дата обращения: 17.11.2022).
9. Ушинский К. Д. Педагогические статьи 1857–1861 гг. // Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 2. М.; Л.: АПН РСФСР, 1948. 665 с.
10. Ушинский К. Д. Родное слово для детей младшего возраста. Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения, с картинками в тексте. 9е изд. СПб.: типография Ф. С. Сущинского, 1870. 168 с.
11. Ушинский К. Д. Родное слово для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга для чтения, с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте. 102е изд. СПб., 1895. 112 с.
12. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. Новосибирск: Дет. лит., 1994. 422 с.
13. Ушинский К. Д. Родное слово: книга для детей и родителей / сост. Н. Г. Ермолина. Новосибирск: Мангазея; Детская литература (Сибирское отделение), 1997. 447 с.
14. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 8. М.; Л.: АПН РСФСР, 1950. 774 с.
15. Федорова О. Дневники К. Д. Ушинского // Аврора. 2018. № 5. С. 161–174 [Электронный ресурс]. URL: http://intelros.ru/pdf/Aurora/2018_05/18.pdf (дата обращения: 17.11.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Антонова Л.Г., Гапонова Ж.К., Тишко А.Б. «Соединяя отжившие, живущие и будущие поколения»: о перспективных идеях методического наследия К. Д. Ушинского (к 200летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2023;84(1):25-34. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-25-34
For citation:
Antonova L.G., Gaponova Zh.K., Tishko A.B. "Connecting the past, present and future generations": reflecting on the main promising ideas of K. D. Ushinsky’s methodological legacy (to the 200th anniversary of the birth). Russian language at school. 2023;84(1):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-25-34