Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

«Соединяя отжившие, живущие и будущие поколения»: о перспективных идеях методического наследия К. Д. Ушинского (к 200­летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-25-34

Аннотация

В статье представлена информация о наиболее значимых аспектах биографии и педагогического наследия К. Д. Ушинского, актуальных для современной практики гуманитарного образования. Авторы приводят биографические сведения о знаменитом педагоге, которые свидетельствуют об особом влиянии семьи, учителей гимназии, известных профессоров университета на становление взглядов и направлений деятельности известного педагога, называют важные факты биографии К. Д. Ушинского как начинающего талантливого преподавателя Демидовского лицея в Ярославле, снискавшего особую любовь и преданность учащихся. Авторы анализируют и комментируют основные идеи великого педагога, связанные с вопросами обучения родному языку на основе принципов народности; обсуждают, опираясь на известные работы Ушинского, проблемы создания универсальных учебных книг для обучения родному языку и речи и основные требования к отбору дидактического материала к учебным языковым курсам с обязательным воспитывающим и развивающим потенциалом. Внимание авторов привлечено к актуальным сегодня вопросам антропологической и гуманистической традиции при изучении языка и речи, задачам специальной всесторонней подготовки учителя, формированию у него ответственности перед воспитанниками в деле обучения и воспитания.

Об авторах

Л. Г. Антонова
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Россия

Любовь Геннадьевна Антонова, доктор педагогических наук, профессор

г. Ярославль



Ж. К. Гапонова
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия

Жанна Константиновна Гапонова, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета русской филологии и культуры

г. Ярославль



А. Б. Тишко
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия

Анна Борисовна Тишко, кандидат педагогических наук, доцент

г. Ярославль



Список литературы

1. Гончаров Н. К. Педагогическая система Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 270 с.

2. Груздев М. В., Новиков М. В. Дата рождения К. Д. Ушинского: завершение дискуссии // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 8–15. http://dx.doi.org/10.20323/1813145X­2022­1­124­8­15.

3. Иванов А. Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле: Исследования и документы о научно­педагогической и литературной деятельности. Ярославль: Кн. изд., 1963. 492 с.

4. Модзалевский Л. Н. О народном воспитании по Ушинскому // Памяти Константина Дмитриевича Ушинского: по случаю 25­летия кончины К. Д. Ушинского. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1896. 212 с.

5. Памяти Константина Дмитриевича Ушинского: по случаю 25­летия кончины К. Д. Ушинского. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1896. 212 с. [Памяти… 1896].

6. Покровский С. П. Демидовский лицей в его прошлом и настоящем. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1914. 330 с.

7. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Часть 1 (Приложение к первому и второму году «Родного слова») / сост К. Д. Ушинский. 23­е изд. СПб.: типография М. Меркушева, 1906. 100 с. [Ушинский 1906].

8. Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0047.shtml (дата обращения: 17.11.2022).

9. Ушинский К. Д. Педагогические статьи 1857–1861 гг. // Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 2. М.; Л.: АПН РСФСР, 1948. 665 с.

10. Ушинский К. Д. Родное слово для детей младшего возраста. Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения, с картинками в тексте. 9­е изд. СПб.: типография Ф. С. Сущинского, 1870. 168 с.

11. Ушинский К. Д. Родное слово для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга для чтения, с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте. 102­е изд. СПб., 1895. 112 с.

12. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. Новосибирск: Дет. лит., 1994. 422 с.

13. Ушинский К. Д. Родное слово: книга для детей и родителей / сост. Н. Г. Ермолина. Новосибирск: Мангазея; Детская литература (Сибирское отделение), 1997. 447 с.

14. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 8. М.; Л.: АПН РСФСР, 1950. 774 с.

15. Федорова О. Дневники К. Д. Ушинского // Аврора. 2018. № 5. С. 161–174 [Электронный ресурс]. URL: http://intelros.ru/pdf/Aurora/2018_05/18.pdf (дата обращения: 17.11.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Антонова Л.Г., Гапонова Ж.К., Тишко А.Б. «Соединяя отжившие, живущие и будущие поколения»: о перспективных идеях методического наследия К. Д. Ушинского (к 200­летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2023;84(1):25-34. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-25-34

For citation:


Antonova L.G., Gaponova Zh.K., Tishko A.B. "Connecting the past, present and future generations": reflecting on the main promising ideas of K. D. Ushinsky’s methodological legacy (to the 200th anniversary of the birth). Russian language at school. 2023;84(1):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-25-34

Просмотров: 272


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)