Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Учебные словари языка писателей

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-63-72

Аннотация

В статье рассматривается круг вопросов, связанных с такой разновидностью словарей, как учебные словари языка писателей, или учебные авторские словари. Актуальность работы обусловлена факторами, которые исследователи определяют через понятия «кризис культуры чтения», «обеднение словарного запаса учащихся» и т. п. Материалом для анализа послужил корпус учебных писательских словарей, включающий издания второй половины XX – первых десятилетий XXI в. Автор опирался на методологию лексикографической критики, в основе которой – описание, научная оценка словарей и их сопоставительное изучение. Содержательный и структурный анализ учебных словарей писателей показал, что основное назначение таких словарей «объяснять непонятное» определяет их отнесенность преимущественно к словарям объяснительного типа. В жанровом отношении это полные по составу толковые словари, словари трудных слов (т. е. неполные, подобные глоссариям), а также словари-комментарии, выстроенные в порядке следования по тексту или по алфавиту. При этом словник, словарная статья, язык описания в них соответствуют в целом принципам учебной лексикографии, хотя специфика описываемого материала придает этим принципам некоторую относительность. Как показано в работе, общее движение в развитии учебного направления в писательской лексикографии шло от словарей трудных слов, в настоящее время именуемых обычно словарями редких, устаревших и т. п. слов, к полным словарям языка одного произведения. При этом неполный, обычно и небольшой по объему учебный словарь писателя наиболее удобен для получения справки о значении непонятного слова, его основных лингвистических характеристиках, а полный учебный авторский словарь ценен при работе с целым литературным текстом. В развитие учебной писательской лексикографии внесли свой вклад русисты разных поколений. К ним принадлежит и Н. М. Шанский. Им, в частности, была предложена методика составления построчных лингвистических комментариев словарного типа к отдельным произведениям школьной программы. Словари-комментарии – неотъемлемая часть и современного корпуса учебных словарей языка писателей.

Об авторе

Л. Л. Шестакова
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Россия

Лариса Леонидовна Шестакова, доктор филологических наук, доцент, главный научный сотрудник

г. Москва



Список литературы

1. Козырев В. А., Черняк В. Д. Лексикография русского языка: век нынешний и век минувший: монография. 2­е изд., испр. и доп. СПб.: Изд­во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 631 с.

2. Осипова И. В. Работа со «Словарем языка Пушкина» в школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 446–448.

3. Романов Д. А. Вопросы подготовки современного учебного словаря к художественному тексту XIX века (на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир») // Современные проблемы авторской лексикографии / под общ. ред. Л. Л. Шестаковой. М.: Аквилон, 2018. С. 157–165.

4. Русская авторская лексикография XIX– XX веков: антология / отв. ред. чл.­корр. РАН Ю. Н. Караулов. М.: Азбуковник, 2003. 512 с. (РАЛ).

5. Фонякова О. И. Очерк развития писательской лексикографии в отечественном языкознании (1883–1990) // Из истории науки о языке: межвуз. сб. памяти проф. Ю. С. Маслова. СПб., 1993. С. 113–134.

6. Шанский Н. М. По следам «Евгения Онегина»: краткий лингвистический комментарий; А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: роман в стихах. М.: Русское слово, 1999. 320 с.

7. Шестакова Л. Л. Русская авторская лексикография: теория, история, современность. М.: Языки славянских культур, 2011. 464 c.

8. Шестакова Л. Л. Современное состояние русской авторской лексикографии // Вопросы языкознания. 2019. № 2. С. 126–150. http://doi.org/10.31857/S0373658X0004309­8.


Рецензия

Для цитирования:


Шестакова Л.Л. Учебные словари языка писателей. Русский язык в школе. 2022;83(6):63-72. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-63-72

For citation:


Shestakova L.L. Educational dictionaries of writers’ language. Russian language at school. 2022;83(6):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-63-72

Просмотров: 525


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)