Филологический анализ художественного текста как наука и искусство в трудах академика Н. М. Шанского
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-35-43
Аннотация
Статья посвящена характеристике концепции филологического анализа художественного текста, получившей свое обоснование и развитие в трудах академика Н. М. Шанского. Цель – показать связь данной концепции с духовными истоками филологии, с традициями отечественной филологической науки. Отмечается определяющая роль идей ученого в формировании и развитии филологического анализа художественного текста как науки и искусства в отечественной лингвистике, литературоведении и дидактике. Приводится обширный список трудов академика, посвященных данной проблеме.
Ключевые слова
Об авторе
Б. Г. БобылевРоссия
Борис Геннадьевич Бобылев, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, иеродьякон Нафанаил, магистр богословия
г. Новосиль
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Ритм как теодицея // Новый мир. 2001. № 2. С. 204–205.
2. Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: учебнометод. пособие. Саранск: Мордовский гос. унт им. Н. П. Огарева, 2008. 205 с.
3. Бобылев Б. Г. Идея филологического анализа художественного текста в трудах Н. М. Шанского и современной дидактике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 6(45). С. 117–128.
4. Бобылев Б. Г. «У Бога счастья не прошу»: филологический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик» // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 6. С. 44–54. https://doi.org/10.30515/0131614120218264454.
5. Бобылев Б. Г. Филологический анализ художественного текста: герменевтический подход. Орел: ГосуниверситетУНПК, 2012. 278 с.
6. Букаты Е. М., Голышкин Л. А., Карпова Е. В. и др. Книга о «Книге»: филологический анализ художественного текста: коллективная монография. Новосибирск: Издво НГТУ, 2014. 104 с.
7. Винокур Г. О. Критика поэтического текста. М.: Гос. акад. худож. наук, 1927. 133 с.
8. Лукин В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории: аналитический минимум. М.: Ось89, 2005. 559 с.
9. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
10. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. Слово и его тайны: кн. 2. М.: Эксмо, 2021. 336 с.
11. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста // Материалы Третьего международного методического семинара преподавателей русского языка стран социализма. Июнь, 1960. М.: Издво Моск. унта, 1962. 250 с.
12. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. пед. интов. 2е изд., дораб. Л.: Просвещение, 1990. 416 с.
13. Шанский Н. М. О языке и слоге рассказов А. П. Чехова // Русский язык в школе. 1954. № 4. С. 9–15.
14. Шанский Н. М. По страницам «Евгения Онегина»: Комментарий. Факультатив. Олимпиада. М.: Дрофа, 2005. 176 с.
15. Шанский Н. М. «Сосна» М. Ю. Лермонтова // Русский язык в школе. 1979. № 1. С. 37–40.
16. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: кн. для внекл. чтения учащихся 8–10х кл. средней школы. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
17. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: «Грозный суд» и «грозный судия»? Какой «позор»? // Русский язык в школе. 1971. № 3. С. 97–100.
18. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста: учеб. пособие для студентов нац. групп пед. интов. СПб.: Просвещение, 1992. 192 с.
19. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста: кн. для учителя. М.: Русское слово, 2010. 255 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бобылев Б.Г. Филологический анализ художественного текста как наука и искусство в трудах академика Н. М. Шанского. Русский язык в школе. 2022;83(6):35-43. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-35-43
For citation:
Bobylev B.G. Philological analysis of a literary text as science and art in Academician N. M. Shansky’s works. Russian language at school. 2022;83(6):35-43. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-35-43