Уроки по Шанскому: потенциал наследия Н. М. Шанского в решении задач, стоящих перед современным учителем русского языка
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-12-24
Аннотация
В статье предлагается рассматривать научные и научно-популярные труды Н. М. Шанского как источник, который современный учитель русского языка может использовать с целью формирования интереса обучающихся к изучению русского языка, развития исследовательских навыков, умения выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при разработке проектно-исследовательских заданий. Использованы методы анализа научных, учебно-методических, научно-справочных и научно-популярных источников; метод наблюдения; поисковый и описательный методы; сопоставительный анализ; метод моделирования. Представлены задания, содержание которых базируется на идеях и сведениях, нашедших отражение в трудах Шанского. Задания предлагается использовать при изучении лексикологии и фразеологии, словообразования и орфографии, при освоении функциональных разновидностей языка, при характеристике стилистических особенностей текстов разного типа. В статье описаны разнообразные приемы работы с этимологическими, толковыми словарями, словарями фразеологизмов, с литературными источниками, в том числе задания на сопоставление статей в словарях одного типа, текстов научно-справочного и научно-популярного характера; материалы для лингвистических разминок, занимательные задания, темы исследовательских работ, даются указания на возможность использования групповых форм работы, обращения к интернет-ресурсам. Сделан вывод о непреходящей ценности заложенных в трудах ученого идей, о потенциале, который может быть использован учителем для формирования значимых компетенций современных учащихся и для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, которые сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах.
Об авторе
М. А. БондаренкоРоссия
Марина Анатольевна Бондаренко, кандидат педагогических наук, профессор
г. Москва
Список литературы
1. Бобылев Б. Г. Филологический анализ художественного текста как метод обучения и воспитания // Образование и общество. 2017. № 5–6 (106–107). С. 16–21.
2. Бондаренко М. А. Товар суровский, щепетильный, москательный, овошенный... // Русская речь. 2019. № 4. С. 67–76. https://doi.org/10.31857/S0131611700053638.
3. Дейкина Оов, посвященный 95летию со дня рождения академика РАО Н. М. Шанского / научн. ред. В. В. Никульцева. М.: МФЮА, 2018. С. 8–12.
4. Конопкина Е. С. Тематические группы усечений в современной русской речи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 3. С. 79–84.
5. Николина Н. А. Типы дериватовусечений в современной русской речи // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 3. С. 69–74. https://doi.org/10.30515/0131614120218236974.
6. Острикова Т. А. Николай Максимович Шанский – современному учителю русского языка и литературы // Современное русское языкознание и лингводидактика: сб. научных трудов, посвященный 95летию со дня рождения академика РАО Н. М. Шанского / научн. ред. В. В. Никульцева. М.: МФЮА, 2018. С. 13–18.
7. Приемышева М. Н. Ученый, просветитель, новатор… (к 100летию со дня рождения Н. М. Шанского) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 6. С. 85–92. http://doi.org/10.30515/0131614120228368592.
8. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста. СПб.: Специальная литература, 1999. 319 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бондаренко М.А. Уроки по Шанскому: потенциал наследия Н. М. Шанского в решении задач, стоящих перед современным учителем русского языка. Русский язык в школе. 2022;83(6):12-24. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-12-24
For citation:
Bondarenko M.A. Lessons according to Shansky: the potential of N. M. Shansky’s legacy to overcome the challenges posed to the modern Russian language teacher. Russian language at school. 2022;83(6):12-24. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-12-24