Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Уроки по Шанскому: потенциал наследия Н. М. Шанского в решении задач, стоящих перед современным учителем русского языка

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-12-24

Аннотация

В статье предлагается рассматривать научные и научно-популярные труды Н. М. Шанского как источник, который современный учитель русского языка может использовать с целью формирования интереса обучающихся к изучению русского языка, развития исследовательских навыков, умения выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при разработке проектно-исследовательских заданий. Использованы методы анализа научных, учебно-методических, научно-справочных и научно-популярных источников; метод наблюдения; поисковый и описательный методы; сопоставительный анализ; метод моделирования. Представлены задания, содержание которых базируется на идеях и сведениях, нашедших отражение в трудах Шанского. Задания предлагается использовать при изучении лексикологии и фразеологии, словообразования и орфографии, при освоении функциональных разновидностей языка, при характеристике стилистических особенностей текстов разного типа. В статье описаны разнообразные приемы работы с этимологическими, толковыми словарями, словарями фразеологизмов, с литературными источниками, в том числе задания на сопоставление статей в словарях одного типа, текстов научно-справочного и научно-популярного характера; материалы для лингвистических разминок, занимательные задания, темы исследовательских работ, даются указания на возможность использования групповых форм работы, обращения к интернет-ресурсам. Сделан вывод о непреходящей ценности заложенных в трудах ученого идей, о потенциале, который может быть использован учителем для формирования значимых компетенций современных учащихся и для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, которые сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах.

Об авторе

М. А. Бондаренко
Академия труда и социальных отношений
Россия

Марина Анатольевна Бондаренко, кандидат педагогических наук, профессор

г. Москва



Список литературы

1. Бобылев Б. Г. Филологический анализ художественного текста как метод обучения и воспитания // Образование и общество. 2017. № 5–6 (106–107). С. 16–21.

2. Бондаренко М. А. Товар суровский, щепетильный, москательный, овошенный... // Русская речь. 2019. № 4. С. 67–76. https://doi.org/10.31857/S013161170005363­8.

3. Дейкина Оов, посвященный 95­летию со дня рождения академика РАО Н. М. Шанского / научн. ред. В. В. Никульцева. М.: МФЮА, 2018. С. 8–12.

4. Конопкина Е. С. Тематические группы усечений в современной русской речи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 3. С. 79–84.

5. Николина Н. А. Типы дериватов­усечений в современной русской речи // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 3. С. 69–74. https://doi.org/10.30515/0131­6141­2021­82­3­69­74.

6. Острикова Т. А. Николай Максимович Шанский – современному учителю русского языка и литературы // Современное русское языкознание и лингводидактика: сб. научных трудов, посвященный 95­летию со дня рождения академика РАО Н. М. Шанского / научн. ред. В. В. Никульцева. М.: МФЮА, 2018. С. 13–18.

7. Приемышева М. Н. Ученый, просветитель, новатор… (к 100­летию со дня рождения Н. М. Шанского) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 6. С. 85–92. http://doi.org/10.30515/01316141­2022­83­6­85­92.

8. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста. СПб.: Специальная литература, 1999. 319 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бондаренко М.А. Уроки по Шанскому: потенциал наследия Н. М. Шанского в решении задач, стоящих перед современным учителем русского языка. Русский язык в школе. 2022;83(6):12-24. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-12-24

For citation:


Bondarenko M.A. Lessons according to Shansky: the potential of N. M. Shansky’s legacy to overcome the challenges posed to the modern Russian language teacher. Russian language at school. 2022;83(6):12-24. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-12-24

Просмотров: 521


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)