Домашняя учебная работа по русскому языку: векторы обновления
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-21-28
Аннотация
Актуальность статьи заключается в необходимости освещения проблемы изменения подходов к проектированию домашней учебной работы по русскому языку в основной школе с учетом современных требований к преподаванию, зафиксированных в действующих в Российской Федерации нормативно-правовых документах. Цель исследования – показать векторы обновления домашней работы по русскому языку в основной школе, способствующие повышению качества изучения учебного предмета «Русский язык» и уровня учебной мотивации школьников. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование участников образовательных отношений и беседа с ними, наблюдение за организацией домашней работы учителями русского языка и выполнением ее учениками, изучение результатов выполнения домашних заданий и анализ педагогической документации, рефлексия собственной педагогической деятельности. В результате исследования было выделено пять основных направлений обновления домашней учебной работы учащихся по русскому языку: изменение целеполагания домашней работы, подходов к отбору ее содержания, усиление индивидуализации и дифференциации как домашней работы в целом, так и домашних заданий в ее составе, изменение формулирования домашней учебной работы и подходов к ее проверке. Сделаны выводы о домашней работе как о важнейшей форме обучения, способствующей повышению качества усвоения русского языка школьниками, а также об определяющей роли учителя в проектировании, реализации и сопровождении домашней учебной работы.
Ключевые слова
Об авторе
И. В. УсковаРоссия
Ирина Владимировна Ускова, кандидат педагогических наук, ученый секретарь
г. Москва
Список литературы
1. Лопаткина Е. В. Работа с текстом — основа выполнения домашней учебной работы школьников // Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной науч.-практ. конф., 19 ноября 2020 г. / под ред. И. М. Осмоловской, И. В. Усковой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. С. 76–87.
2. Макаров М. И., Мамченко А. А. Теоретическое и методическое обеспечение домашней учебной работы школьников // Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной науч.-практ. конф., 19 ноября 2020 г. / под ред. И. М. Осмоловской, И. В. Усковой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. С. 9–19.
3. Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / И. В. Ускова, В. М. Шамчикова, М. И. Макаров; под редакцией И. В. Усковой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2021. 200 с.
4. Специфика домашних учебных заданий по предметным областям в общеобразовательных организациях Российской Федерации / Н. Кожевников, О. А. Козлов, Ж. Н. Критарова и др. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. 61 с.
5. Ускова И. В. Результаты исследования домашней учебной работы в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Электронный ресурс]. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. 81 с. URL: https://www.instrao.ru/images/Izdaniya/Uskova_RID_Anketirovaniye_DR.pdf (дата обращения: 18.02.2022).
6. Osmolovskaya I. M., Uskova I. V., Tagunova I. A., Dolgaya O. I. Problems Of Homework In Russia And Abroad // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conference proceedings, Moscow, April 23–25, 2020. London: European Publisher, 2020. Vol. 95. P. 708–715. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.03.75.
Рецензия
Для цитирования:
Ускова И.В. Домашняя учебная работа по русскому языку: векторы обновления. Русский язык в школе. 2022;83(5):21-28. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-21-28
For citation:
Uskova I.V. Homework in Russian: trajectories of updating. Russian language at school. 2022;83(5):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-21-28