Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Домашняя учебная работа по русскому языку: векторы обновления

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-21-28

Аннотация

Актуальность статьи заключается в необходимости освещения проблемы изменения подходов к проектированию домашней учебной работы по русскому языку в основной школе с учетом современных требований к преподаванию, зафиксированных в действующих в Российской Федерации нормативно-правовых документах. Цель исследования – показать векторы обновления домашней работы по русскому языку в основной школе, способствующие повышению качества изучения учебного предмета «Русский язык» и уровня учебной мотивации школьников. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование участников образовательных отношений и беседа с ними, наблюдение за организацией домашней работы учителями русского языка и выполнением ее учениками, изучение результатов выполнения домашних заданий и анализ педагогической документации, рефлексия собственной педагогической деятельности. В результате исследования было выделено пять основных направлений обновления домашней учебной работы учащихся по русскому языку: изменение целеполагания домашней работы, подходов к отбору ее содержания, усиление индивидуализации и дифференциации как домашней работы в целом, так и домашних заданий в ее составе, изменение формулирования домашней учебной работы и подходов к ее проверке. Сделаны выводы о домашней работе как о важнейшей форме обучения, способствующей повышению качества усвоения русского языка школьниками, а также об определяющей роли учителя в проектировании, реализации и сопровождении домашней учебной работы.

Об авторе

И. В. Ускова
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Россия

Ирина Владимировна Ускова, кандидат педагогических наук, ученый секретарь 

г. Москва



Список литературы

1. Лопаткина Е. В. Работа с текстом — основа выполнения домашней учебной работы школьников // Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной науч.­-практ. конф., 19 ноября 2020 г. / под ред. И. М. Осмоловской, И. В. Усковой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. С. 76–87.

2. Макаров М. И., Мамченко А. А. Теоретическое и методическое обеспечение домашней учебной работы школьников // Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной науч.­-практ. конф., 19 ноября 2020 г. / под ред. И. М. Осмоловской, И. В. Усковой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. С. 9–19.

3. Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / И. В. Ускова, В. М. Шамчикова, М. И. Макаров; под редакцией И. В. Усковой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2021. 200 с.

4. Специфика домашних учебных заданий по предметным областям в общеобразовательных организациях Российской Федерации / Н. Кожевников, О. А. Козлов, Ж. Н. Критарова и др. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. 61 с.

5. Ускова И. В. Результаты исследования домашней учебной работы в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Электронный ресурс]. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. 81 с. URL: https://www.instrao.ru/images/Izdaniya/Uskova_RID_Anketirovaniye_DR.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

6. Osmolovskaya I. M., Uskova I. V., Tagunova I. A., Dolgaya O. I. Problems Of Homework In Russia And Abroad // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conference proceedings, Moscow, April 23–25, 2020. London: European Publisher, 2020. Vol. 95. P. 708–715. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.03.75.


Рецензия

Для цитирования:


Ускова И.В. Домашняя учебная работа по русскому языку: векторы обновления. Русский язык в школе. 2022;83(5):21-28. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-21-28

For citation:


Uskova I.V. Homework in Russian: trajectories of updating. Russian language at school. 2022;83(5):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-21-28

Просмотров: 575


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)