Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Реализация принципа соизучения языка и культуры (к 90-летию профессора Лии Александровны Ходяковой)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-18-24

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется вклад Л. А. Ходяковой в методическую науку. Отмечается основополагающая роль принципа соизучения языка и культуры в концепции культуроведческого подхода к обучению русскому языку и развитию речи учащихся. Рассматриваются предложенные Л. А. Ходяковой пути реализации указанного принципа в школьной практике, методы лингвокультуроведческого анализа текста и аналитико-синтетической беседы. В качестве иллюстрации предлагается сценарий урока по фрагменту романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, построенный на основе рекомендаций Л. А. Ходяковой.

Об авторе

Е. С. Богданова
Рязанский государственный университет
Россия

Елена Святославовна Богданова, доктор педагогических наук, доцент

г. Рязань



Список литературы

1. Богданова Е. С. Формирование индивидуальной культурной идентичности старших школьников посредством текстовой деятельности // Начальное филологическое образование и подготовка учителя: проблемы формирования культурной идентичности: материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (2 марта 2017 года) / сост. и отв. ред. Т. И. Зиновьева. М.: Экон-Информ, 2017. С. 118–122.

2. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 212 с.

3. Ходякова Л. А. Культуроориентированная методика развития речи – воплощение идеи Ф. И. Буслаева о соизучении языка и культуры // Учитель для будущего: язык, культура, личность. К 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева / отв. ред. В. Д. Янченко; сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. М., 2018. С. 24–28 [Ходякова 2018а].

4. Ходякова Л. А. Лингвокультуроведческий анализ текста на уроке-проекте // Русский язык в школе. 2012. № 4. С. 3–10.

5. Ходякова Л. А. Методика овладения аналитико- синтетическими умениями в контексте культуры на уроках русского языка и во внеурочной деятельности: монография. М.: МПГУ, 2020. 214 с.

6. Ходякова Л. А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика: монография. М.: МПГУ, 2018. 188 с. [Ходякова 2018б].

7. Ходякова Л. А. Урок-проект: лингвокультуроведческий анализ текста как этап подготовки к итоговой аттестации // Наука и школа. 2018. № 2. С. 91–99. [Ходякова 2018в].

8. Ходякова Л. А., Рамазанов Р. К., Супруно- ва А. В. Современный учебник русского языка для поколения Z: усиление функции воспитательного воздействия // Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: материалы Международной научно- практической конференции, 25–26 марта 2021 года / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина и др. М.: МПГУ. 2021. С. 88–96.


Рецензия

Для цитирования:


Богданова Е.С. Реализация принципа соизучения языка и культуры (к 90-летию профессора Лии Александровны Ходяковой). Русский язык в школе. 2022;83(3):18-24. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-18-24

For citation:


Bogdanova E.S. Implementing the principle of co-study of language and culture (to the 90th anniversary of the birth of Professor Liya Alexandrovna Khodyakova). Russian language at school. 2022;83(3):18-24. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-18-24

Просмотров: 238


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)