Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Языковые маркеры «поколения миллениалов» (на примере заимствованных наименований лиц в русском языке)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-88-97

Аннотация

Статья посвящена анализу новейших англицизмов со значением лица. Их появление в современном русском языке вызвано собственно лингвистическими причинами, а также глобальными изменениями в политической и экономической жизни государства в целом и в общественно-культурной сфере деятельности каждого человека. С наступлением XXI в. в России начинается время молодых людей новой генерации, называемых «миллениалами», которые сформировали своеобразные траектории развития социума и его менталитета. Собранные языковые единицы являются вербальной иллюстрацией действительности начала третьего тысячелетия – времени, в котором исследуемые заимствования появились в русском языке. Эмпирический материал был извлечен из «глянцевой» периодики – русскоязычных изданий, опубликованных за последние пять лет. Данные журналы являются платформой интенсивного трансфера иноязычий, в том числе и многочисленных наименований лиц. Цель исследования – классифицировать материал по тематическому признаку, охарактеризовать собранные единицы с точки зрения семантики, морфологии и графики, а также представить обобщенную лингвосоциологическую картину нового поколения россиян – «поколения миллениалов». Для реализации поставленных задач использовался метод сплошной выборки эмпирического материала, который был подвергнут синхронному анализу с учетом дескриптивного, классификационного и контекстуального способа презентации полученных результатов. Проведенный анализ показал, что исследуемые новейшие наименования лиц появляются, главным образом, в виртуальном линговопространстве, в сегменте бьюти- и фэшн-индустрии, бизнеса, рынка труда, массмедиа, шоу-бизнеса, туризма и др. Многие единицы называют новые социокультурные явления, характеризующие «поколение миллениалов», однако немалый пласт лексики составляют избыточные заимствования, которые имеют исконные соответствия и используются в текстах глянцевых журналов для стилистической маркировки, придания высказыванию «космополитического» характера, престижности и т. д.

Об авторе

А. Романик
Университет в Белостоке
Польша

Анна Романик, кандидат филологических наук, адъюнкт, координатор отделения «Русская филология»

г. Белосток



Список литературы

1. Бекетова Н. А. Наименования лиц в языке газеты // Журналистика и медиаобразование: сб. трудов II Международной научно-практической конференции, Белгород, 1–3 октября 2007 г.: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. П. Короченского. Белгород: БелГУ, 2007. С. 130–133.

2. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2003. 304 с.

3. Григоренко О. В. Иноязычные заимствования со значением лица в русском языке конца XX – начала XXI вв. // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 47–54.

4. Гуральник Т. А. Неологизмы со значением лица в американском варианте английского языка // Современные методы и технологии исследования германских языков: международный сборник научных статей / под ред. С. И. Дубинина. Самара: Самарский гос. ун-т, 2005. С. 185–193.

5. Дьяков А. И. «Англицизмы» – наименования лица // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 8–2(86). С. 47–51. https://doi.org/10.23670.IRJ.2019.86.8.040.

6. Зеленин А. В., Буцева Т. Н. От сидидомцев до коронапофигистов (наименования лиц в период пандемии коронавируса) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 6. С. 97–106. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-97-106.

7. Кулешова Н. А. Язык моды в эпоху глобализации (об англо-американских заимствованиях в русской, испанской и французской версиях журнала Vogue) // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2011. № 1. С. 52–61.

8. Лутфуллина Г. Ф., Замалютдинова Э. Р. Маркирование женского рода в наименованиях лица в английском и татарском языках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, вып. 1. С. 186–190. https://doi.org/10.30853/phil201002.

9. Маринова Е. В. Иноязычная лексика современного русского языка. М.: Флинта: Наука, 2012. 292 с.

10. Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 224 с.

11. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33. https://doi.org/10.7868/S0132162518030029.

12. Радаев В. В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. (Первая часть) // Социологический журнал. 2020. Т. 26, № 3. С. 30–63. https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.3.7395.

13. Хомицевич О. М. Новые иноязычные наименования лиц женского пола в современном русском и сербском языках // Инновационные процессы внаучной среде: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 15 июня 2019 г., г. Прага, Чехия / науч. ред. А. И. Вострецов. Нефтекамск: Научно-издат. центр «Мир науки», 2019. С. 228–234 [Электронный ресурс]. URL: http://science-peace.ru/files/IPNS_2019.pdf (дата обращения: 21.08.2021).

14. Ядова М. А. Миллениалы: социологический портет поколения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2019. № 3. С. 140– 144. https://doi.org/10.31249/rsoc/2019.03.09.

15. Ядова М. А. Поколение миллениалов в российском обществе: в поисках другой молодежи // Полис. Политические исследования. 2020. № 6. С. 181–188. http://doi.org/10.17976/jpps/2020.06.14.

16. Янурик С. Новые английские заимствования со значением лица в современном русском языке // Beiträge der Europäischen Slavistischen Linguistik (POLYSLAV). 2015. № 18. С. 69–78.

17. Balteiro I., Campos M. A. False anglicisms in the Spanish language of fashion and beauty // Ibérica. 2012. No 24. C. 233–260.

18. Crystal D. English as a Global Language. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 212 p.

19. Howe N., Strauss W. Millennials rising: The next great generation. New York: Vintage Books, 2000. 415 p.

20. Kuligowska K. Названия лиц в русской лексике начала XXI века // Acta Neophilologica. 2017. Vol. 1(XIX) C. 207–216. https://doi.org/10.31648/an.681.

21. Romanik A. Angielskie nazwy zawodów w języku rosyjskich mass mediów // Studia Wschodniosłowiańskie. 2014. No 14. C. 249–259. https://doi.org/10.15290/sw.2014.14.19.


Рецензия

Для цитирования:


Романик А. Языковые маркеры «поколения миллениалов» (на примере заимствованных наименований лиц в русском языке). Русский язык в школе. 2022;83(2):88-97. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-88-97

For citation:


Romanik A. The linguistic markers of the "millennial generation" (exemplified by borrowed person-denoting nouns in the Russian language). Russian language at school. 2022;83(2):88-97. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-88-97

Просмотров: 323


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)