«От первых слов до первого класса»: 100 лет спустя
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-12-22
Аннотация
В статье на материале дневниковых записей А. Н. Гвоздева «От первых слов до первого класса» и записей «речевого старта» трех детей XXI века предпринимается попытка срав- нить формирование речи его сына Жени, зафиксированное в книге и отдаленное от нас столетием, с почти ежедневными наблюдениями за речевым развитием внуков автора статьи с целью выяснения констант и переменных этого развития, подтверждается мысль современных ученых о том, что изучение формирования у детей способности думать и говорить является «ключом» к разгадке многих тайн возникновения и развития коммуникации. В основу исследования положен метод эмпирического наблюдения, внимание уделяется психологическим, гендерным, социальным и философским аспектам проблемы. Исследуются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи детей. Утверждается, что у каждого ребенка формируются законы своей фонетики, выбор звуков в слове для передачи мысли – своего рода осознанный компромисс между тем, что он может произнести, и тем, как он это делает, чтобы быть понятым. Овладение лексической стороной речи тесно связано с проблемой постижения детьми меняющейся картины мира. Освоение грамматических категорий отражает вариативность формирования у детей грамматических законов. Делается вывод о том, что каждый ребенок формирует свою модель языка, а среда общения требует от него корректировки создаваемой модели по принятым в языке нормам.
Об авторе
О. В. МякшеваРоссия
Ольга Викторовна Мякшева, доктор филологических наук, профессор
г. Саратов
Список литературы
1. Бондаренко А. А. К вопросу о термине «индивидуальные речевые различия» // Проблемы онтолингвистики – 2008. Материалы международной конференции (19–20 марта 2008 г., Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2008. С. 22–27.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2021. 576 с.
3. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. 323 с.
4. Гридина Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре: монография. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 272 с. [Гридина 2018а].
5. Гридина Т. А. «Через язык открывается дитяти сознание…»: соотношение вербального и предметного кодов в детской картине мира // Филологический класс. 2018. 2 (52). С. 64–69. http://doi.org/10.26170/fk18-02-11 [Гридина2018б].
6. Гридина Т. А. Языковая интуиция как эвристический вектор детской речи // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 172–179.
7. Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М.: Изд-во филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 151 с.
8. Пинкер С. Субстанция мышления: Язык как окно в человеческую природу / пер. с англ. М.: Либрокорм, 2013. 560 с.
9. Седов К. Ф. Детская речь // Седов К. Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М.: Издательский дом ЯСК, 2016. С. 259–308.
10. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / пер. с англ. Е. И. Негневицкой. М.: Либрокорм, 2009. 352 с.
11. Цейтлин С. Н. Освоение ребенком родного языка как синергетический процесс // Российский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 4. С. 288–300. https://doi.org/10.15643/libartrus-2019.4.6.
12. Цейтлин С. Н. Языковые правила и их нарушение в речи детей и взрослых // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 7–17. http://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-7-17.
13. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981. 607 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мякшева О.В. «От первых слов до первого класса»: 100 лет спустя. Русский язык в школе. 2022;83(2):12-22. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-12-22
For citation:
Myaksheva O.V. "From first words to the first form": 100 years afterwards. Russian language at school. 2022;83(2):12-22. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-12-22